Марина Цепцура
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР в старшей группе на тему «Ориентация в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР в старшей группе на тему : «Ориентация в пространстве».
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- учить ориентироваться на собственном теле;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР в старшей группе на тему „Ориентация в пространстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать словарь детей (голова, шея, подбородок, руки, плечи, ступни, ноги, туловище, «справа», «слева», «над», «под», «между»);
- развивать связную речь учащихся.
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать представления о собственном теле;
- развивать операции мышления (анализ, синтез);
- развивать внимание (концентрацию, переключаемость);
- развивать зрительное, слуховое восприятие.
3) Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, прилежание и усидчивость.
Оборудование: лист оценки, жетоны, смайлики настроения, модель строения тела человека, резинки с буквами П и Л, кукла, обувь кукол, варежки и перчатки, листы с заданиями для закрепления темы.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, что-то ТЕБЕ известно.
- Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!
- С помощью смайлика покажи с каким настроением ты пришёл на урок.
- На какие отметки ты хочешь учиться?
- На листе оценки будем выставлять фишки. Если на занятии за правильно выполненные задания получишь 5 и более жетонов, считай, что оценку 5 заработал. Желаю успеха!
2. Актуализация знаний.
- Сначала прослушай стихотворение и попробуй догадаться, чему сегодня ты будешь учиться на уроке.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
“Победа!” - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
- Ты догадался чем будем заниматься?
- А зачем это каждому человеку нужно? (Чтобы было легко ориентироваться на улице, в тетради, в учебнике, надевать коньки и другую обувь и т. д.)
3. Основная часть. Выполнение упражнений.
«Артикуляционная гимнастика».
«Мое тело» Показ на себе и на макете человеческого тела.
- Новый материал тебе пришёл помочь понять необычный человечек. Это макет человеческого тела.
- Скажите, что у человека выше всего? (Голова.)
- Покажи на себе. А теперь на макете человеческого тела человека.
- Что ниже всего? (Ступни, пятки.)
- Что ниже головы? (Туловище, руки, ноги и т. д.)
- Что выше ног? (Туловище, шея, голова, руки, спина и т. д.)
«Спереди — сзади»
- Какие части тела спереди? Покажите их. (Грудь, нос, рот, колени и т. д.)
- Какие части тела сзади? (Затылок, спина, пятки и т. д.)
«Право — лево»
- У человека 2 руки и обе они необходимы. Зачем?
- Названия у рук разные. Знаешь какие? (Правая и левая.)
- Чтобы было легче определять право и лево, я тебе на руки надену резиночки с буквами, которые будут обозначать правую и левую руку.
Где правая рука? (Ребёнок показывает.)
- С какого звука начинается слово «правая»?
- А какой буквой обозначают этот звук? (Надеваю резиночку с буквой П.)
- Где правая нога?
- Правая бровь?
- Правое колено?
- Левая рука? (Ребёнок показывает.)
- С какого звука начинается слово «левая»?
- А какой буквой он обозначается? Надеваю резиночку с буквой Л.)
- Покажи левую ногу, левый глаз, левый локоть. Молодец!
- Все предметы, которые ты видишь в классе на той стороне, где правая рука, находятся справа. Назовите предметы, которые находятся справа.
- Все предметы, которые ты видишь на той стороне, где левая рука, находятся слева. Назовите предметы в классе, которые находятся слева.
(Оценивание.)
Работа с геометрическими фигурами на листе с ручкой.
Посмотри на лист. Что увидел? (Геометрические фигуры.)
- Назови их.
- А что ещё заметил? (Они расположены в двух столбиках.)
- работать будешь по строчкам. Обведи правый квадрат. И т. д.
(Оценивание.)
- А сейчас отдохнём.
Двигательное упражнение за столом.
Правая, левая – строят города. (Показываю, вытягивая поочередно вперед руки, а затем «строю» – ставлю одну руку над другой, как будто кладка кирпичей.)
Правая, левая – водят поезда. (Показываю руки, а затем «кручу руль» перед собой.)
Правая, левая – могут шить и штопать. (Показывая руки, а затем правой рукой имитирую работу иголкой – шью, левой рукой держу воображаемую ткань.)
Правая, левая – любят громко хлопать. (Показываю руки, а затем хлопаю).
Физминутка.
Любопытная Варвара смотрит – влево, (Повернуть корпус влево.)
Смотрит вправо. (Повернуть корпус вправо.)
Смотрит вверх, (Наклон головы назад.)
Смотрит вниз. (Наклон головы вперед.)
Чуть присела на карниз. (Присесть.)
А потом в ладоши хлоп! (Хлопают.)
Правой ручкой хлоп-хлоп,
Левой ручкой хлоп-хлоп, (Руки на пояс.)
Правой ножкой топ-топ,
Левой ножкой топ-топ,
Голова направо, голова налево,
Голова вперед - назад,
Повторяем все подряд.
Молодец! (Оценивание.)
“Где верх, где низ?”
- Знаешь ли ты, что обозначают слова вверху - внизу?
- Вверху – это значит находится в верхней части, на высоте. Рука показывает направление вверх. Назови что у человека находится вверху.
- А в классе?
- Внизу - значит находится в нижней части чего-нибудь, под чем-нибудь. Рука показывает направление вниз. Назови, что у человека находятся внизу.
- А в помещении кабинета?
«Покажи правильно»
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
- Кукла Маша пришла сегодня на урок помочь тебе разобраться, где право, где лево. У нее такие же буквы на резиночках на руках, как и у тебя, Я буду давать задания, а ты будешь показывать на ней.
- Левая нога.
- Правая рука.
- Левая щека.
- Правое плечо.
- Левая ступня. Молодец.
«Найди пару»
1. Давай поможем Маше разобраться с обувью и определим пары, затем ей скажем где правая, где левая, чтобы она правильно обулась.
2. Маша запуталась, не знает на какую руку правильно надеть варежки и перчатки. Помоги ей.
(Оценивание.)
«Пожалуйста»
Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела.
- А сейчас игра на внимание. Когда я буду говорить «пожалуйста», ты команду выполняешь, а когда я не скажу это волшебное слово, выполнять не нужно.
- Покажи пожалуйста правой рукой левый глаз.
- Пожалуйста покажи левой рукой правое ухо.
- Покажи правой рукой левую ногу.
- Покажи пожалуйста левой рукой затылок.
- Покажи левой рукой правую щёку.
- Покажи левой рукой правое плечо пожалуйста.
(Оценивание.)
«Определи в какую сторону смотрят животные?»
-Посмотри на карточку и определи в какую сторону смотрят животные.
-В какую сторону смотрят гуси? (в левую)
-В какую сторону смотрят ящерицы (в правую)
-А теперь, ответь в какую сторону смотрят жабы (правую) и т. д.
А сейчас мы изменим правила игры и поиграем вот как!
-Закрой красными фишками животных, которые смотрят в левую сторону.
-А теперь закрой синими фишками животных, которые смотрят не в правую сторону? Значит в какую сторону они смотрят? (в левую).
(Оценивание.)
«Угадай, какую часть тела я загадала».
- Сейчас я буду загадывать тебе загадки, а ты постарайся отгадать. Эта часть тела находится ниже головы, но выше ног. (Туловище.)
- Эта часть лица находится между щеками. (Нос.)
- Эта часть лица находится под ртом. (Подбородок.)
(Оценивание.)
«Лево и право»
-Обведи в кружок ЛЕВУЮ лошадку.
-Обведи в кружок ПРАВУЮ лягушку.
-Обведи в кружок ЛЕВУЮ овечку.
-Обведи в кружок ПРАВУЮ хрюшу.
-А теперь, обведи в кружок ЛЕВОГО козленка.
(Оценивание.)
Рефлексия:
- Подошёл к концу урок, пора подводить итоги. Что ты усвоил из материала урока?
- Какие задания помогли узнать новое на уроке?
- С какими трудностями встретился?
- Где в жизни тебе пригодятся полученные сегодня знания?
- С каким настроением заканчиваешь урок?
- Посмотри на лист оценки. Как думаешь, справился ты с темой урока?
- Доволен ли ты своим результатом?
- Какую оценку себе поставишь?
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
- Мне очень понравилось с тобой заниматься! Успехов тебе!