людмила первушина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно- воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) : ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звук в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует с взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование:
Игрушки Смешарики, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет и плакат с изображением звука Ш.
Ход занятия:
1. Мотивационный момент
Логопед :
— Здравствуй, давай мы с тобой поприветствуем друг друга. Как ты хочешь сегодня это сделать? (момент приветствия).
2. Организационный момент.
Логопед :
-Ты любишь смотреть мультфильмы? А хочешь стать героем одного из мультфильмов? А вот в какоймультфильм мы с тобой попадем, ты мне скажешь после того, как я тебе прочитаю стихотворение. Посмотри, почтальон Печкин нам принес посылку, а в ней было письмо.
(Логопед читает стихотворение)
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькаяхрюша,
Зовут её Нюша.
Живут в стране шарики,
Шарики- …Смешарики.
- Мы с тобой идем к Смешарикамв гости и прихватим с собой их любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал?
(Логопед повторяет еще раз имена Смешариков:Бараш, Лосяш, Крош, Нюша)
- Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед :
- Ты хочешь поиграть с зеркалом? Как ты думаешь, кто из Смешариков больше всего любит красоваться перед зеркалом? Давай возьмем Нюшу с собой поиграть!
(Проводится артикуляционная гимнастика)
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
4. Автоматизация изолированного звука Ш.
Логопед :
- А как ты думаешь, кто из героев любил бродить и рассуждать по дороге? Давай возьмем на помощь Бараша и среди нашего конструктора сделаем пальчиком дорогу между деталями. Это будет наш следующий этап путешествия. Одновременно произнеси звук ШШШШШШШ. Это поможет нам двигаться быстрее.
Вот мы и добрались.
5. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Логопед :
А сейчас мы вспомним с тобой звук «ш». Посмотри на плакат, вспомни эту букву. А вот и звук Ш. Давай вспомним и дадим его характеристику. Возьми в руки буквы Ш, проведи пальчиком по контуру этой буквы (находит среди букв нужную).
- В каком положении бывают губы, когда мы произносим звук «ш»? (Вытянуты вперед).
- Где находится язычок?
(Вверху за зубами в форме “чашечки”).
- Покажи рукой, какой язык.
(Из ротика выходит с шипением теплый воздух).
- Какой это звук – гласный или согласный?
(Согласный).
- Твердый или мягкий?
(Звук Ш всегда твердый).
- Кружочком какого цвета мы его обозначим?
(Синего).
6. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Логопед :
-А это, что за герой? Крош очень вредный, он любит передразнивать своих друзей. И вот он тебе предлагает поиграть в игру “Повторялки”.
Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша–ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш–ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо–ши – шо Ош – иш–ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
Ша-ша – ша-ша-ша
Шо-шо – шо-шо-шо
Шу-шу – шу-шу-шу
Ши-ши – ши-ши-ши
В) с изменением ударения
Ша-ша-ша Шо-шо-шо
Ша-ша-ша Шо-шо-шо
Ша-ша-ша Шо-шо-шо
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
- Мы поиграли с Крошем и звуком Ш, скажем ему спасибо. И вот мы отправляемся дальше в путь.
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед :
- А кто же тут нас встречает? Да это же умныйЛосяш. Он тоже хочет поиграть с тобой. Лосяш подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты будешь произносить звук «ш» и махать руками, когда услышишь правильное слово.
Вашика, машита, машина, ташима.
Савучин, ниперот, матюсон, капюшон.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Супа, шуба, кута, фака.
Сайба, майба, шайба, дайба.
- Молодец, наше путешествие подошло к концу!
8. Рефлексия.
Логопед :
- Сегодня ты выполнил много заданий. Как ты думаешь, со всеми ли заданиями ты справился? Какой звук тебе в этом помогал?
- Какое задание было самым интересным, что было трудно? Кого из героев ты хочешь поблагодарить за помощь?
- Смешарикам очень понравилось с тобой играть. И они хотят отблагодарить тебя за хорошую работу и подарить тебе медаль