Галина Дебеляк
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием метода искусственной локальной контрастотермии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование инновационных технологий в речевой реабилитации детей с нарушениями речи (контрастотермия).
Цель:
• Формирование навыков речевого общения.
• Активизация и обогащение словаря.
• Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; координация слова с движением.
• Регуляция мышечного тонуса с использованием искусственной локальной контрастотермии (формирование кинестетических и тактильных ощущений)
Оборудование:
• лёд (цветные и прозрачные кубики);
• мисочки для льда;
• подносы, пластиковое покрытие;
• чайные ложечки, соломинки;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием метода искусственной локальной контрастотермии» размещена в разделах
• салфетки: стерильные, бумажные, тканевые;
• чашки для горячей и холодной воды;
• термосы маленькие;
Ход занятия
I. Начало занятия
- Лиза, давай улыбнемся, подарим друг другу свое хорошее настроение и начнем заниматься.
II. Основная часть
- Посмотри, что это такое? (лед)
- Лед из чего сделан? (из воды)
- А как его сделали? (заморозили воду в холодильнике. Сейчас осень, льда нет, будет зимой, когда наступят холода).
- Лед какой? (холодный)
1. Игровое упражнение на формирование тактильных ощущений "Угадай, где дотронулись?"
Лиза закрой глаза, логопед дотрагивается кубиком льда до щеки, лба, носа, уха. Девочка должна показать и назвать место, до которого дотронулись.
2. ИЛК (искусственная локальная контрастотермия: гипотермия и гипертермия).
Логопед выполняет массаж языка и губ кусочком льда и горячей ложкой. Делается вывод, что от холода язычку хочется спрятаться в свой домик-ротик, согреться там; а от тепла язычку хорошо, он спокойно лежит, ему приятно, тепло.
3. Мимическая гимнастика
Ёд - ёд - ёд -
- холодный лед.
Ай - ай - ай -
- горячий чай.
(Руки к груди, съежились, показали как холодно: ой, ой, ой)
(Развели руки в стороны, улыбнулись, нам тепло, хорошо: ах:)
4. "Пальчиковый бассейн"
На столе мисочки с водой, в которых плавают шарики льда. Лиза перебирает пальцами лед в воде: двумя пальцами, щепотью (тремя пальцами).
Мы научимся ледок между пальцами катать.
Это в школе нам поможет буквы ровные писать.
5. Игра-наблюдение "Где быстрее растает лед"
На столе две миски: с холодной и горячей водой. Лиза ложечкой берёт лед и опускает в каждую миску.
Делается вывод, что в горячей воде лед растает быстрее.
6. Сюрприз "Вкусный лед"
На столе сок и замороженные цветные кубики из сока.
Логопед предлагает девочке закрыть глаза, высунуть язычок и дотронуться кончиком языка до цветного кубика.
- Какой на вкус лед? (сладкий)
- А какого цвета? (красного - из вишни, желтого из ананаса, зеленого из яблока).
- А как же мы сделали такой лед? (заморозили сок).
- Вот у нас сок жидкий. Он не холодный. А вот замерзший сок - очень холодный, ледяной. Вспомни, лед из воды, какой? (несладкий, безвкусный и прозрачный). А из сока? (сладкий, цветной). Ты каждый день пьешь разные вкусные соки.
III. Окончание занятия "Эстафета дружбы".
Взяться за руки и передавать эстафету рукопожатий.
Логопед: "Я передаю тебе свою дружбу. Она идет от меня к Лизе, от Лизы ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше. Пусть она никогда не покидает нас. До свидания!".
Применение метода искусственной локальной контрастотермии позволяет достичь достоверно положительной динамики в чувствительности и двигательной активности рук и обусловливает формирование новых двигательных навыков у детей с ДЦП.