МААМ-картинки

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья»

Веселова Татьяна Викторовна
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Солнышко»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ре-бенком старшего дошкольного возраста

на тему «Моя семья»

Подготовила учитель-дефектолог: Веселова Т. В.

Селижарово 2024г

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие.

Цель: активизировать психические процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление); формировать у ребенка представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие «семья», из кого она состоит.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить знания ребенка о родственных связях.

- Закрепить знания ребенка о членах семьи, об их семейных обязанностях.

- Ввести в активный словарь ребенка обобщающее понятие «семья».

Коррекционно-развивающие:

-Развивать устную речь, зрительно-моторной координации, познавательных процессов.

- Развивать зрительную память, внимание.

- Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

- Продолжать учить отгадывать загадки.

- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

- Развивать связную речь.

- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

- Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

- Воспитывать заинтересованность, любознательность, наблюдательность.

Демонстрационный наглядный материал: макет дерева, макет ромашки, тактильная книга «Моя семья.

Раздаточный материал: шарик су-джок, игра «Четвертый лишний»(овощи-фрукты, схема молотка, счетные палочки, игра «Собери бусы для мамы» из

геометрических фигур, лепестки ромашки.

Методы и приемы:

Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.

Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки).

Наглядный: плоскостные куклы из фетра.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй! Посмотри, что у меня в руках! Солнышко заглянуло к нам в гости. Оно волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет добрым и ласковым (педагог передает игрушку ребенку). Давай улыбнемся друг другу и солнышку и подари хорошее настроение.

Присаживайся.

Пальчиковая гимнастика Су-джок

-Смотри какой у меня есть шарик. (выполнять движение по показу педагога)

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладём,

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем,

Наши ручки развиваем.

-Что у него внутри? Какое колечко тебе больше нравиться? (поочередно прокатывать массажное колечко по пальцам от основания к кончику и обратно, начиная с большого на обеих руках по очереди).

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний

Педагог: Как можно одним словом назвать всех, кого мы перечисляли?

Ребенок: Семья.

Педагог: Семья – кто это?

Ребенок: Это родные люди, которые живут рядом с тобой в одном доме.

Педагог: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Посчитай. Кто дети? Как зовут?

-Кто взрослые? Как зовут маму? Какая у тебя мама?

Как зовут папу? Какой у тебя папа?

Ответы ребенка.

3. Основная часть

Педагог (обращается к ребенку): Слышишь, что-то шуршит? Кто это?

Появляется Незнайка (кукла). Незнайка услышал, что мы говорим о семье и поспешил к нам на занятие.

Педагог: Конечно же, Незнайка, оставайся с нами узнаешь много нового и интересного.

Педагог заранее прикрепил на доску дерево с листочками.

Педагог обращает внимание ребенка на макет дерева.

Педагог: Посмотри, какое дерево у нас выросло. Оно необычное и называется Древо Семьи. Листочки на нем волшебные, они расскажут нам, кто находится на этом дереве. А узнаем мы это только тогда, когда отгадаем загадки, которые не смог отгадать Незнайка. Итак, первая загадка.

Педагог:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки.

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…

Ребенок: Дед.

(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением дедушки. Ребенок выбирает плоскостную куклу (дедушку) из фетра)

Педагог: Скажи, а что любит делать дедушка?

Ребенок: Дедушка любит читать газеты, ремонтировать, ходить в гараж, ходить в баню.

Педагог: Правильно, дедушка любит мастерить, ремонтировать. И предлагает нам сделать из счетных палочек молоток.

Игра на мелкую моторику «Собери молоток из счетных палочек»

(Ребенку предлагается схема молотка и раздаются счетные палочки.)

Педагог: Молодец! Отличный получился подарок для дедушки.

Педагог зачитывает следующую загадку.

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? -

Это наша…

Ребенок: Бабушка.

(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением бабушки. Ребенок выбирает плоскостную куклу (бабушку) из фетра)

Педагог: Скажи, а что любит делать бабушка?

Ребенок: Бабушка любит готовить пироги, оладьи; вязать носки, шарфы; читать книги; рассказывать сказки; варить варенье, делать уборку.

Педагог: Бабушка предлагает нам поиграть в игры «Четвертый лишний», «Бабушкины пирожки» (д/и «Бабушкины пирожки» из пособия «Моя семья»)

Педагог: Молодец! С заданием бабушки справилась.

Педагог: Послушай следующую загадку.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит,

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

Ребенок: Мама.

(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением матери. Ребенок выбирает плоскостную куклу (маму) из фетра)

Педагог: А что нравится делать маме?

Ребенок: Маме нравится наряжаться, готовить еду, гулять, ходить в магазин.

Педагог: У мамы порвались бусы, бусинки рассыпались. Давайте поможем маме собрать бусы.

Д/и «Собери бусы для мамы из геометрических фигур»

(Ребенку предлагается схема и геометрические фигуры.)

Педагог: Мама очень рада новым бусам!

Педагог: Внимательно слушай следующую загадку.

Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

Ребенок: Папа.

(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением отца. Ребенок выбирает плоскостную куклу (папу) из фетра)

Педагог: Как вы думаете, чем нравится заниматься папе?

Ребенок: Папе нравится ремонтировать, чинить (водить) машину, смотреть телевизор, гулять, помогать маме.

Педагог: А сегодня папа предлагает поиграть в игру, которая называется «Радость и печаль». Родители самые родные на свете люди. Но дети часто огорчают своих родителей. Давайте выясним, какие поступки огорчают маму и папу, и постараемся их не совершать. Я буду называть поступки. Если ты считаешь, что этот поступок огорчит их, поднимай тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки…

Физминутка

-Отдохнём немного

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Папа, мамочка моя,

Старший братик мой и я (показывать пальчиком, как будто считает).

Руки шире разведу

И всех, всех я обниму!

- Кого ты обнимешь? (маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку).

Педагог: Как ты думаешь, кто находится на вершине Древа Семьи?

Ребенок: Девочка и мальчик / Дочь и сын/Дети

(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением дочери и сына. Ребенок выбирает плоскостные куклы (сына и дочки) из фетра)

Педагог: Для мамы и папы ты кто? Для бабушки и дедушки?

Ответ ребенка.

Педагог: Хорошо! Предлагаю тебе рассказать об обязанностях каждого члена семьи (используется задание «Семейные обязанности» из пособия тактильная книга «Моя семья»)

Ребенок выполняет задание: крутит круг, составляет предложения по картинкам.

Педагог: Скажи, пожалуйста, каким одним словом можно назвать всех, кто находится на нашем дереве?

Ребенок: Это семья.

Педагог: Что же такое семья?

Ребенок: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, уха-живают друг за другом, помогают друг другу.

Педагог: Семья решила с тобой поиграть. Они будут меняться местами, а ты расставляй их на свои места.

Д/и «Расставь на свои места»

Педагог:Ты знаешь, что существует праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом – 8 июля. У праздника очень нежный символ – цветок ромашка. Предлагаю собрать этот прекрасный цветок. Нужно взять лепесток, приставить его к серединке, сказав о семье добрые слова. У тебя семья какая?

Ребенок: Добрая, любимая, заботливая, прекрасная, веселая, радостная, удивительная, интересная, спортивная, музыкальная и т. д. Д/и «Красивые слова»

Педагог: У нас получился замечательный цветок, потому что мы сказали много добрых, хороших слов о семье. Желаю, чтобы в твоей семье всегда было светло и тепло. Незнайка принес шкатулку с подарочком. Педагог открывает шкатулку и достает сердечки.

-Подари сердечки всем тем, кого любишь, членам своей семьи.

3. Итог.

Педагог: Как интересно мы сегодня провели время! Чем мы сегодня с тобой занимались? Кто приходил к нам в гости? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? (Ответы ребенка)

Педагог: Как хорошо, когда у всех есть семья! Тогда все счастливы, потому что в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали и заботились о них.

Спасибо! Молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии «Подарок для кукол»Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии «Подарок для кукол» Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии «Подарок для кукол» Цель: создание.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья»
Опубликовано: 13 августа 2024 в 11:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья»» (включая файлы) размещена пользователем Веселова Татьяна Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД