Слепых Татьяна Александровна
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты.
«Карта для тигренка».
Цели:
• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Учить правильно произносить звук [Р] в словах, предложениях.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Логопед: Здравствуй Даша.
Ребёнок здоровается.
Публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Логопед: сегодня к нам на занятие пришёл грустный тигренок Рык. Он грустит потому, что ему скоро идти в школу, а он не умеет рычать. Давай попробуем его сегодня вместе научить рычать. Ты ведь тоже научилась рычать? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласна?
Ребё нок отвечает: Да.
Сначала мы покажем ему, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый рычащий звук.
Упражнения для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Артикуляционная гимнастика.
А теперь давай покажем нашему тигренку Рыку, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным.
Упражнения для подвижности кончика языка:
«Маляр»
Красить комнаты пора-
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Барабан»
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д!»
2. Основная часть. Составление интеллект-карты.
Логопед: произносим звук Р Р Р Р Р Р. Получилось. УРА!
Ребенок повторяет.
Логопед: у меня есть предложение, чтобы тигренок Рык не забыл, как произносить звук [Р], мы ему поможем – составим для него карту напоминание «все о звуке [Р]».
Итак, берем лист бумаги. Отгадай загадку:
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки —
Только тронь мои цветки… (Роза)
Выбираем картинку РОЗА, обговариваем, где находится звук Р.
Вклеим эту картинку в центр листа, как символ звука [Р].
Теперь нам нужно вспомнить все, что мы знаем о звуке [Р]. - На что похож звук [Р] по своему звучанию.
Ребенок отвечает – на рычание зверя Р Р Р Р Р.
От центральной картинки проводим фломастером ветвь и символизируем рев зверя (картинка тигра открывающего пасть).
- Что нужно сделать губками и зубками, чтобы зарычать. Итак, наши губки открыты, зубки тоже открыты, кончик язычка поднят за верхние зубки, а язычок похож сейчас на чашечку.
Давай покажем рукой чашечку, а теперь от центральной картинки проводим еще одну ветвь и рисуем чашечку. Что еще мы можем сказать о звуке [Р].
Ребенок: он согласный, потому что его нельзя пропеть, звук твердый, поэтому мы обозначаем его синим цветом (проводим от центральной картинки ветвь и рисуем кружок синего цвета).
- Даша, какие ты знаешь слова со звуком [Р]?
Ребенок называет.
- Где звук [Р] может находиться в слове.
Ребенок отвечает – в начале, середине и конце слова.
- Давай мы вклеим на нашу карту картинки со звуком [Р] для тигренка.
От центральной картинки проводим еще одну ветвь, от главной ветви идет разветвление:
1 ветка – слова со звуком [Р] в начале слова
Отгадай загадку:
Не боюсь любой работы,
И трудиться мне охота,
А сломаюсь-нет несчастья,
На замену есть запчасти. (Робот)
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Лишь в воде она живёт.
Посмотрите, как плывё т:
Ветра, молнии быстрей —
Не угнаться нам за ней! (Рыба)
2 ветка слова со звуком [Р] в середине слова
Посмотри на картинки и выбери те, в которых звук Р находится в середине слова (ведро, корова, пирог,
3 ветвь слова со звуком [Р] в конце слова (помидор, сыр, кефир).
- А теперь чтобы Тигренку стало понятно, для чего мы научись произносить слова со звуком [Р], научим его составлять предложения со словами, чтобы в будущем он смог легко строить фразы, и общаться со своими друзьями.
- 1 слово – Корова ( предложение: Корова ест траву) : проводим от картинки ветвь и рисуем траву.
- 2 слово – Помидор ( предложение: Помидор растет на грядке) : проводим от картинки ветвь и рисуем грядку.
- 3 слово – Кефир ( предложение: Рома пьет кефир) : проводим от картинки ветвь и вклеиваем картинку с изображением мальчика.
3. Заключительная часть.
Мне кажется, наш Тигренок начал улыбаться, а это значит, что мы его научили произносить слова и предложения со звуком [Р], а чтобы он не забыл все чему мы его научили, дарим ему нашу карту-подсказку.
Ну что ж наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудилась, и благодарный Тигренок Рык дарит тебе наклейку.