Инна Гирас
Конспект игры-занятия по развитию речи «Путешествие в сказочный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказочный город»
Программное содержание:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать, делить слова на слоги, подбирать антонимы и синонимы.
2. Развивать фантазию, целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Словарная работа: фантазия; солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Публикация «Конспект игры-занятия по развитию речи „Путешествие в сказочный город“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: солнце с лучиками; запись мелодии «волшебной музыки»; «Чудесный мешочек».
Ход занятия:
1. Организационный момент[/i].
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в этот сказочный город, люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
- А что такое фантазия? (фантазия-это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем; то, чего нет на самом деле).
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
-[/i] Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы!
- Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко.
Помогите нам расколдовать наш город!
- Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
- Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
- Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
- Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных).
Игра «Назови ласково»
Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а ребёнок называет его ласково.
Примерные слова: обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка.
2 задание
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода).
Игра «Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива… (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза… (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла… (овощи)
- клубника, малина, вишня, крыжовник… (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель… (зелень)
Игра «Хлопушки»
(Ребёнок делит слова на слоги, хлопая в ладоши по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог)
Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,
а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.
Игра «Слова – родственники»
Где растут фрукты? (Во саду) Кто ухаживает за садом? (Садовод)
Как называются растения, которые растут в саду? (Садовые)
Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.
3 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)
Игра «Что лишнее?»
- самолет, вертолет, истребитель, дерево;
- апельсин, катер, теплоход, лодка;
- машина, мотоцикл, кузнечик;
- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
4 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на речку)
- Ребята, скажите, что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д.
- Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки. Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо»)
(Звучит аудиозапись «Звуки реки»)
- Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто живёт в реке?
Дети. В реке живут рыбы.
5 задание.
- Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда – рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют рыбок хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.
- А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.
- Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
6 задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)
Игра «Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…
- Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы…
- Мальчик с широкими плечами…
- Дом из кирпича…
- Блюдце из фарфора…
7 задание.
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит на плакат с изображением деревьев)
- На что упал этот лучик?
- На дерево.
- А на дереве, посмотрите, что есть? Листочки есть?
- Нет, листьев нет.
- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая /юбка/
Длинное – короткое /платье/
Сильный – слабый /спортсмен/
Веселая – грустная /девочка/
Высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
- Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.
- На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
- Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
- Давайте назовём их. А, О, У, И, Ы, Э.
- А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
- Назовите их Б В Г Д Ж З и т. д.
- А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Рефлексия.
- Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно?
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё.
3. Заключительная часть.
- Молодцы, ребята, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!»
- Отправляемся домой, закройте глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
- Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
- Что мы сегодня делали? (Называли слова ласково, одним словом, слова наоборот, находили лишнее слово, из чего сделано, отгадывали загадки, делили слова на слоги, повторили звуки.)
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было для вас трудно? Легко? Весело? Грустно?