ирина клепальская
Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.
Задачи:
Образовательные:
- вызвать желание анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- обеспечить применение на практике знаний о явлениях природы;
- активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: барометр, спутник, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.
Развивающие:
- обеспечить развитие познавательных способностей детей;
Публикация «Конспект игры-исследования „Как мы учились наблюдать за погодой“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- обеспечить развитие наблюдательности, любознательности, мышления;
- обеспечить развитие мелкой моторики, воздушной струи;
- обеспечить развитие связной речи, умения правильно строить предложение.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
- вызвать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.
Технологии:
Здоровье сберегающие
Личностно ориентированные
Информационно-коммуникативные
Предварительная работа: Запись видео обращения от профессора Чудакова (персонажа из мультфильма «Фиксики», создание компьютерной игры «Определи погоду по приметам», создание аудиозаписи «Звуки природы», наблюдения за погодой во время прогулки на участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с
народными приметами, чтение стихотворений, загадок; рассуждение «Что такое погода»; просмотр видео материалов Шишкина школа «Погода и климат»; проблемная ситуация «Как узнать прогноз погоды?»; наблюдение «Народные барометры»; работа с родителями – домашние задания на выходные «Узнай погоду в Санкт-Петербурге и составь рассказ о погоде в выходные»;
Материалы, оборудование: аудиозапись «Звуки природы», карточки с явлениями природы по кол-ву детей, видеозапись «Обращение профессора Чудакова», мультимедийная установка; игра презентация «Определи погоду по приметам»; термометры для измерения температуры воды, воздуха в помещении и на улице; карточки осадкометра и ветреного рукава; одна 5-ти литровая пластиковая бутылка разделенная на две части (для изготовления собственного осадкометра); лейки по кол-ву детей (для имитации осадков; ветряные рукава в миниатюре на каждого ребенка (дыхательная гимнастика); ловушки для облаков; шаблоны «Виды облаков» (для наклеивания ваты, клей, вата, клеёнки; подарок для детей от профессора «Набор для опытов Профессор Эйн «Метеорология»»
Ход мероприятия:
Ребята входят в зал приветствуют гостей.
Воспитатель. Ребята я вам предлагаю вам определить явление природы по звукам. Послушайте внимательно.
Воспитатель включает аудиозапись «Звуки природы». Дети слушают и определяют: журчание ручья, раскаты грома, морской прибой, шум ветра, шум дождя;
Воспитатель. Правильно, ребята, вы все явления природы угадали. А какие еще вы знаете явления природы? Выберите карточку на столе покажите и назовите явление природы.
Дети на столе выбирают карточки с различными явлениями природы и называют их
Ответы детей. Радуга. листопад, молния, град, роса, туман, северное сияние, иней, рассвет, извержение вулкана, закат.
На экране появляется профессор Чудаков
Професор Чудаков. Здравствуйте ребята!
Ответ детей. Здравствуйте!
Професор Чудаков. Я профессор Чудаков. Мне нужна ваша помощь! Дело в том, что сейчас происходит серьезные изменения климата: там, где не шел снег сейчас снег идет, где шли дожди сейчас засуха, где было тепло становится холодно. Чтобы нам остановить изменения климата нам надо серьезно наблюдать за изменениями погоды, а для этого нам нужны метеостанции. Да вот беда на нашей метеостанции не проверены приборы для изучения погоды.
Воспитатель. Ну что вы готовы помочь профессору Чудакову?
Ответ детей. Да
Воспитатель. Тогда давайте мы сначала вспомним для чего нам нужны метеостанции.
Ответы детей. Метеостанции нужны для того чтобы люди могли предсказывать погоду и готовиться к ее изменениям.
Воспитатель. Ребята, о ком сейчас пойдет речь? Послушайте пожалуйста стихотворение.
Ребенок:
Он нам передаёт:
"Осторожно, гололёд!
Снег пойдёт с утра, возможно,
Будьте очень осторожны!
Минус семь, восточный ветер.
Надевайте шубы, дети!
К вечеру – внимание!
Ждём похолодание".
Ответ детей. Речь идет о метеорологах-людях, которые работают на метеостанциях и фиксируют показания приборов.
Воспитатель. Да ребята у метеорологов очень ответственная работа, ведь от того как они снимут показания с приборов, будет зависеть как люди подготовятся к изменениям природы. А как вы думаете, всегда ли люди определяли погоду по приборам?
Ответы детей. Нет. Раньше люди определяли погоду по приметам.
Воспитатель. Тогда давайте мы попробуем определить погоду по примете.
Дети подходят к экрану мультимедийной установки, включается презентация-игра «Определи погоду по приметам».
Воспитатель. Молодцы ребята, много примет вы знаете, но более точные изменения мы сможем увидеть только при помощи приборов. Какие ребята вы знаете приборы, помогающие наблюдать за изменениями погоды?
Ответы детей. Термометр- для измерения температуры воздуха, барометр – для измерения атмосферного давления, флюгер – для определения направления ветра, осадкометр -для измерения выпадающих осадков….
Воспитатель. Верно все эти приборы очень помогают метеорологам наблюдать за изменениями погоды. А я вам сейчас хочу предложить поиграть в игру «4 стихии». Ведь с работой метеоролога связаны 4 стихии.
Если я скажу слово «Земля» - дети опускают руки,
Слово «Небо» - дети поднимают руки,
Слово «Вода» - руки вперед,
Слово «Огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Воспитатель. Ну а сейчас, ребята, мы с вами узнаем, а как же работают приборы на метеостанции и некоторые из них смастерим сами для нашего профессора.
Дети подходят к первому столу, на котором расположены разные термометры (для воды, для воздуха на улице и в помещении)
Воспитатель. Ребята на столе такие разные термометры, как вы думаете, а какой понадобиться для измерения температуры воздуха на улице для метеостанции нашего профессора?
Ответ детей. Нужен тот термометр, где есть на шкале деления выше нуля и ниже нуля.
Воспитатель. Верно, вы знаете как он работает?
Ответ детей. Не знаем.
Воспитатель. В стеклянной трубочке находится спирт красного или синего цвета. При нагревании от воздуха или от солнца происходить расширение этой жидкости.
Дети путем эксперимента убеждаются что жидкость внутри колбочки увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
Воспитатель. Один прибор для профессора мы нашли. Давайте попробуем разобраться как работает следующий прибор-осадкометр.
Дети подходят к следующему столу, где лежит картинка с осадкометром и большой пластиковой бутылкой. Дети рассматривают картинку.
Воспитатель. Осадкомер - прибор, при помощи которого измеряют уровень атмосферных осадков. Прибор состоит из дождемерного ведра, установленного на столбе, огражденного ветрозащитой, и дождемерных стаканов, предназначенных для измерения уровня выпавших осадков. Но у нас такого с вами нет мы попробуем его сделать сами из пластиковой бутылки и посмотрим, как он работает.
Воспитетель совместно с детьми мастерит осадкометр, наливают в него воду и определяют сколько выпало «осадков».
Воспитатель. Какой ребята мы прибор смастерили?
Ответы детей. Мы смастерили осадкометр.
Воспитатель. Следующий прибор — это ветряной рукав. Это шест, а на верху как будто рукав из ткани. Дайте мы посмотрим, как он работает?
Детям раздаются маленькие ветряные рукавчики на палочках, проводится дыхательное упражнение с разной силой выдыхаемого воздуха.
Воспитатель. А вот еще один прибор называется он «Ловушка для облаков»
По облакам, пойманным в эту ловушку можно определить погоду. Вот сейчас мы с вами и попробуем это сделать.
Включается видеоряд разных облаков дети наводят ловушку, определяют какие облака они поймали и приклеивают ватные облака на шаблоны «Виды облаков»
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно определили виды облаков, но какой вид облаков какую несут нам погоду?
Ответы детей.
Слоистые облака – летом из них идет дождь, а зимой снег. Именно слоистые облака несут затяжные дожди.
Кучевые облака появляются лишь в теплое время года. Кучевые облака-облака хорошей погоды. Но иногда кучевые облака несут дождь с градом или грозой.
Перистые облака – состоят из капелек льда и не несут ни каких осадков, они тонкие и прозрачные и не закрывают Солнце.
Мы ребята сегодня испытали много приборов и можем их отправить профессору. А кто запомнил какие мы приборы с вами испытывали?
Ответы детей. Мы сегодня испытали: термометр, осадкометр, ветряной рукав, ловушку для облаков.
Воспитатель. Ребята, а что мы еще сегодня с вами делали:
Ответы детей.
Мы сегодня слушали звуки природы и угадывали природные явления.
Мы угадывали погоду по приметам.
Воспитатель. Что вы ребята сегодня узнали нового? А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей…
Професор Чудаков. Спасибо ребята на моей метеостанции как раз таких приборов и не хватает, вы их все проверили, все они работают исправно. Я вам очень благодарен. И за помощь я вам отправил посылочку с сюрпризом.
Входит почтальон и вручает посылку. Дети благодарят почтальона и открывают посылку, и уходят в группу.