Наталья Савина
Подвижные игры как средство закрепления основных движений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:. Статья посвящена вопросам комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, оказывающих разностороннее воздействие на их физическое развитие.
Ключевые слова: подвижна игра, физическое воспитание, всестороннее развитие
Публикация «Подвижные игры как средство закрепления основных движений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е. Н. Вавиловой, НА. Ноткиной, М. А. Правдовой, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Значение подвижной игры и ее влияние на формирование двигательных навыков и воспитание личности подчеркивали Н. И. Пирогов, а позднее Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерев. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лейсгафт разработал теорию и методику подвижных игр и рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности. В практике дошкольного образования подвижные игры используются регулярно. Согласно исследованиям М. А. Руновой, традиционные подвижные игры для дошкольников, предлагаемые программами включают в себя разнообразные сравнительно простые по двигательному содержанию игры. Спортивные игры, которые позволяют осваивать движения более сложного порядка используются сравнительно редко, так как регламентируются строгими правилами трудными для понимания дошкольников. Выходом из этой ситуации является обучение дошкольников подвижным играм, включающим в себя элементы спорта. Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связаны с проявлением физических качеств: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э. Й. Адашкявичене, Е. Н. Вавилова, В. Г. Гришин, Т. И. Дмитренко, Л. В. Карманова, Т. И. Осокина) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов. У детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Формируются такие личностные качества, как, честность, активность, справедливость, дисциплинированность. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
Основные виды движений определяются как жизненно необходимые человеку движения. Действительно, даже в современной цивилизованной жизни человек не может обходиться без ходьбы и бега, преодоления препятствий при помощи прыжков, лазанья и ползания, метания и ловли предметов, плаванья.
Упражнения в основных видах движений по сути, являются базой физического воспитания. К ним готовят при помощи общеразвивающих упражнений и их же используют для подвижных игр.
В физическом воспитании выделяют 6 основных видов движений :
1. Ходьба.
2. Бег.
3. Прыжки.
4. Метание, бросание, катание, ловля предметов.
5. Ползание-лазанье.
6. Плавание.
Надо сказать, что, организуя подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста, следует учитывать особенности их физического развития. Важно помнить, что старший дошкольник - это завтрашний первоклассник. Ко времени поступления в первый класс дети должны обладать хорошим физическим развитием, достаточным объемом двигательных умений и навыков. Все это поможет им быстрее включиться в режим школьной жизни, связанного с необходимостью длительного пребывания в однообразной позе и довольно напряженной деятельностью на уроке. Физическое воспитание детей шести лет должно осуществляться постоянно. Этому способствует весь распорядок дня, вся воспитательно-образовательная работа. Формирование двигательных навыков и физических качеств осуществляется на специально организуемых занятиях по физической культуре.
Таким образом, являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях : беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Актуальность исследования заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость разработки и проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста.
Цель исследования: оценить эффективность влияния системы подвижных игр на уровень развития основных видов движений (бег, прыжки, метание) у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : подвижные игры как средство формирования основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагаем, что специально-организованная система проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию основных видов движений у детей.
Задачи исследования:
1. Выяснить состояние развития основных видов движений у детей в детском саду.
2. Определить состояние здоровья, физической подготовленности детей старшей группы, принявших участие в исследовании.
3. Выявить отношение родителей и детей к подвижным играм.
4. Определить уровень развития основных видов движений (бег, прыжки, метание) у детей старшего дошкольного возраста.
5. Сравнить данные диагностики детей в экспериментах.
Для реализации задач исследования были использованы следующие методы:
1. Составление листа здоровья детей старшей группы.
2. Анкетирование родителей на тему «Роль подвижных игр для развития основных видов движений у детей».
3. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Мое отношение к подвижным играм».
4. Наблюдение и анализ проведения подвижных игр.
5. Диагностика детей по определению уровня развития основных видов движений (бег, прыжки, метание).
Диагностика уровня развития основных видов движений (бег, прыжки, метание) у детей старшей группы показала, что по трем показателям (бег, метание правой рукой и метание левой рукой) лидирует средний уровень; по трем также показателям (прыжок вверх с места, прыжок в высоту и отбивание мяча вниз об пол) лидирует низкий уровень; высокий уровень не лидирует ни в одном из показателей диагностики.
Таким образом, диагностика детей показала недостаток в развитии основных видов движений (бег, прыжки, метание) у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому необходима специальная работа по физическому воспитанию.
Следующим этапом эксперимента будут игры-занятия. Работа по физическому развитию детей исследуемой группы осуществляется с использованием разных подвижных игр, которые включаются в содержание занятий, прогулки, спортивных развлечений.
Главная задача подвижной игры – это закрепление основного движения. В ходе игры педагог делает замечания не только по правилам игры, но и по бегу, прыжкам, метанию, напоминая детям, как держать руки, как ставить стопу, как нужно бросать мяч (как попасть точно в цель).
После проведения серии подвижных игр и упражнений с детьми, мы решили проверить, насколько изменились показатели. Анализ полученных результатов по определению уровня развития основных видов движений (бег, прыжки, метание) у старших дошкольников проводилась по тем же нормативам, что и в предыдущем эксперименте.
Таким образом, повторная диагностика уровня развития основных видов движений (бег, прыжки, метание) у детей старшей группы показала, что по четырем показателям (прыжок вверх с места, метание правой рукой, подбрасывание мяча вверх и ловля и отбивание мяча вниз об пол) лидирует высокий уровень, который в предыдущем эксперименте вообще не лидировал; по четырем также показателям (бег, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега и метание левой рукой) лидирует средний уровень; низкий уровень (в отличие от предыдущего эксперимента) не лидирует ни в одном из показателей диагностики.
Итак, повторная диагностика уровня развития основных видов движений у детей старшей группы показала, что, действительно, специально-организованная система проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста способствовала формированию основных видов движений у детей, так как результаты контрольного эксперимента гораздо лучше результатов предыдущего эксперимента
Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод, что подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Эксперимент выявил, что, действительно, специально-организованная система проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста способствовала формированию основных видов движений у детей.
Список литературы
1. Абранян, Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абранян. – М. : 2000. – 176 с.
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981.
3. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы. – М. : “Издательство Скрипторий 2003, 2007.
4. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. - М., 1987.
5. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.
7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры для детей дошкольного возраста (3 – 5 лет). – М. : Гуманитизд. центр ВЛАДОС, 2003.
10. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников. / Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с. 23–25.
11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников. /Э. Я. Степаненкова. – М. : 2001. – 168с.