Ирина Борисова
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как,
во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается с одной стороны в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, а с другой стороны неумение согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному человеку.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
во- вторых, в настоящее время в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по "учебному" типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.
Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация такого комплекса педагогических условий, который смог бы обеспечить эффективность процесса формирования гуманных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Объектом исследования определено развитие положительных взаимоотношений детей.
Предметом исследования выступает использование сюжетно-ролевой игры в развитии положительных взаимоотношений у детей шестого года жизни.
В основу работы положено исследование гипотезы, которая заключается в том, что формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, которые характеризуются отзывчивостью, доброжелательностью, сочувствием, заботливостью, справедливостью и внимательностью, будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:
- Использование специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию положительных отношений дошкольников к окружающим.
- Организация предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры : беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы.
- Использование игр на сплочение детского коллектива
- Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на следующие разделы:
- введение, где обозначена актуальность, цель исследования, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования;
- две главы с подпунктами, одна из которых носит теоретический характер, а вторая – практический;
- заключение;
- список литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются следующие вопросы
- роль общения в развитии личности ребенка (стр7-9);
- особенности общения дошкольников (подробнее вы можете ознакомиться на стр. 10-12);
- особенности работы по формированию взаимоотношений дошкольников в сюжетно- ролевой игре (подробнее на стр. 13-17);
- понятие педагогической поддержки (подробнее вы можете ознакомится на стр. 18-19)
В частности даётся определение понятия и основных составляющих элементов общения как коммуникативного процесса, рассматриваются
- основные показатели положительных взаимоотношений между детьми в группе
(например, проявление заботы о товарище по группе, о развитии хорошей игры; помощь и взаимопомощь; способность поступиться личным желанием в пользу друга)
- понятие о том, какие правила связанные с игрой должны усвоить дошкольники
(например, когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо четко выполнять свою роль и правила в игре и др.)
Также в рамках настоящей главы приводится характеристика четырех основных тактик педагогической поддержки
(например, содействие, при котором ребенок ставится в ситуацию самостоятельного выбора способа решения проблемы; взаимодействие, при использовании которого педагог учит ребенка договариваться с окружающими, решая свои проблемы).
Вторая глава посвящена изучению состояния работы по формированию дружеских взаимоотношений детей старшей группы в сюжетно-ролевой игре. Она состоит из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
В ходе исследовательской работы на констатирующем этапе был проведён подробный анализ в области наиболее важных аспектов данной тематики. Для получения наиболее емкого результата были использованы следующие методы:
- Анализ планов воспитателей.
- Анкетирование воспитателей.
- Методика исследования детских взаимоотношений «Картинки»
- Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.
В формирующей части эксперимента было уделено внимание следующим задачам
- повышению уровня дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр;
- повышение развития у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать
Для решения первой задачи были разработаны и внедрены специальные игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх детей, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам (см. приложение 6).
Для решения второй задачи была проведена предварительная работа перед организацией сюжетно-ролевых игр. (Приложение № 5)
Целью контрольного этапа эксперимента стало определение эффективности экспериментальной работы по формированию положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников. Для решения поставленной цели использовались следуюшие методы:
1. Методика «Картинки»
2. Наблюдение и анализ сюжетно- ролевых игр
Сопоставление показателей сформированности положительных отношений констатирующего и контрольного этапов позволило нам сделать вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
У детей стали проявляться различные виды гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:
1) организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры :
• беседы с детьми;
• наблюдения;
• чтение художественной литературы;
2) использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;
3) проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса;
4) использовании в работе с детьми игр на сплочение коллектива.
Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
В заключении я отмечаю, что в данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр способствует налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, их необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками.
Спасибо за внимание!