Венера Амирова
Конспект игры для дошкольников «Секреты заячьих ушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: продолжать знакомство детей с особенностями повадок зайцев; дать знания о приспособлении заячьих ушей к сезонно-изменяющимся условиям среды; побуждать к активной речевой и продуктивной деятельности; помогать детям овладевать адекватными способами реагирования на соответствующие эмоции и чувства окружающих: умение радоваться успеху товарища, предлагать ему помощь.
Активизация словаря: заячьи ушки, ушки - «холодильники».
Публикация «Конспект игры для дошкольников „Секреты заячьих ушек“» размещена в разделах
Материал: макет зимнего и осенне-летнего покрова земли (описание в тексте); три плоскостных модели зайцев-беляков с вертикально поднятыми ушками и три - с опущенными вниз; плоскостная модель лосёнка с вертикально поднятыми ушами; кукла зайчонка Белянка, надевающаяся на руку; шаблоны зайчат-беляков с разным расположением ушей: поднятых и опущенных.
Ход игры
Педагог выходит к детям с надетой на руку знакомой куклой зайца Белячка и ведёт разговор с детьми от его имени и от своего.
Белячок. Здравствуйте! Узнали, дети, кто я? Как меня зовут? А вы моего братишку - Русачка не видели? Он у вас уже был? Зачем? Русачок вам, наверно, рассказывал о наших заячьих хитростях? О каких? (Ответы детей.) Мне тоже хочется рассказать о пашей заячьей жизни. Сегодня я расскажу вам о том, что находится у меня на голове. Но сначала расскажите, что у вас находится на голове. (Ответы детей.) У вас есть уши? Какие они? Длинные - короткие, большие - маленькие, округлые или квадратные и т. д. Где ваши уши расположены? (По обеим сторонам головы. При рассматривании своих ушей дети могут подойти к большому зеркалу.) А у меня где уши расположены? Для чего вам уши нужны? У заячьих ушек есть свои секреты. Вот, например, вы можете шевелить ушами? Пошевелите. А я могу. (Шевелит.) Скажите, дети, для чего нам, зайцам, нужны уши? (Ответы.) Что делают мои ушки зимой? А что делают они осенью, весною, когда льют дожди, дует сильный ветер? Я вам, дети, принес две загадки. Первая загадка называется «Что делают заячьи ушки в хорошую погоду?», а вторая «Что делают заячьи ушки, когда идёт дождь?». Хотите узнать загадки и разгадать их?
Воспитатель подводит детей к условному месту, на котором стоят два макет
Макеты представляют собой две коробки из-под конфет или обуви, в дне каждой из которых сделаны по 3-4 прорези. Первая коробка, перевернутая вверх дном и имеющая белый цвет, имитирует зимний покров почвы. В прорези, сделанные на дне коробки, заранее вставлены 3-4 плоскостных силуэта зайчат- беляков маленького размера. Зайчата должны быть помещены в прорези таким образом, чтобы наружу были видны только вертикально поставленные ушки. В одной прорези спрятан силуэт маленького лосёнка тоже с вертикально поднятыми рыжими ушами. Вторая коробка, имитирующая весенне-осенний покров земли, тоже имеет три прорези, в которых видна небольшая часть головы зайчат с опущенными, чуть подогнутыми ушками.
Белячок. Кто из вас догадался, что делают заячьи ушки в хорошую погоду весной, летом, осенью, зимой? (Показывает на первую коробку и поощряет любые предположения детей.) В каком положении находятся заячьи ушки? Покажите это положение заячьих ушек с помощью рук. (Дети поднимают над головой руки ладонями друг к другу.) Почему же заячьи ушки в хорошую погоду стоят вертикально?
Обобщаются высказывания детей от имени Белячка: «Заячьи ушки слушают, что происходит вокруг, и об этом мне «рассказывают». А меня самого-то не видно. Вот в чем секрет!».
Воспитатель. Белячок! А это чьи рыжие ушки торчат из- под снега? Уж не лиса ли поджидает зайчат?
Педагог задает этот вопрос в том случае, если дети не зададут его самостоятельно.
Белячок. Да нет, это не лиса. Это маленький лосёнок! Спросите его, зачем он зарылся в снег.
Дети задают вопрос.
Воспитатель. Кто хочет ответить за лосенка?
Фигурка лосёнка вынимается из прорези. Воспитатель и ребёнок за него отвечают.
Лосёнок. Лоси тоже зарываются в глубокий снег, чтобы согреться и спрятаться. Наши уши слышат тоже все звуки. Ой, пойду опять спрячусь. Холодно мне.
Воспитатель. Я думаю, Русачок, что ребята догадались, что же делают заячьи ушки в плохую дождливую погоду.
Идут ответы детей.
Обобщение от имени Белячка: «В ветреную, дождливую погоду мы, зайцы, свои ушки прижимаем к спине, опускаем вниз, как будто подгибаем их. Покажите, как это мы делаем. (Дети приседают на корточки и обхватывают голову руками так, чтобы ладони касались шеи.) А почему мы гак делаем? А вам приятно, когда в ваши уши попадает вода? Если вода попадет в заячьи уши, то мы, зайцы, можем заболеть. Но все равно даже и в дождь нам приходится высовывать голову из травы. Как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы узнать, что происходит вокруг. А это очень опасно! Вдруг лиса, волк или бродячая собака увидят нас? Тогда беда!».
Воспитатель. Дети, посмотрите, как расстроился наш Белячок, вон как дрожит от страха. (Изображает дрожь зайчонка.) Давайте его успокоим ласковыми и нежными словами.
Дети гладят Белянка и называют его заинькой, зайкой, заюшкой, зайчонком, зайчишкой маленьким, лапочкой и т. д. Белячок благодарит каждого ребёнка касанием лапки за нелепые слова.
Воспитатель. Белячок! Ты знаешь, я вспомнила ещё один хороший секрет о твоих ушках! Знаешь ли ты, что твои ушки - это маленькие холодильники?
Белячок. Холодильники? А это что такое?
Обращается за помощью к детям. Дети объясняют значение слова «холодильник».
Воспитатель. Я твои длинные ушки назвала в шутку «холодильниками», потому что они тебя от жары спасают. И если бы у тебя ушей не было, так в летнюю жару с тобой бы приключился солнечный (тепловой) удар.
Старшим дошкольникам можно объяснить, что лишнее тепло уходит у зайца через тонкие ушные раковины.
Белячок. Вот это да! Ушки-«холодильники»! Жаль, что братишки-русачка здесь нет. Вот бы он удивился! Побегу-ка к нему да расскажу обо всех секретах заячьих ушек! До свидания, друзья! До следующей встречи! (Убегает.)
Воспитатель может предложить малышам взять силуэты маленьких зайчат и лосят с разным расположением ушей и разместить их на макетах, учитывая сезонные изменения в природе. Для детей среднего дошкольного возраста могут быть предложены рисование, лепка или аппликация на темы: «Мокнет зайка под дождем», «Люблю осенний ясный день», «Заяц прыг к опушке, и опять у зайца ушки на макушке», «Зимние прятки». Любая деятельность завершается подарком воспитателя: каждому ребёнку педагог дарит два силуэта зайчонка — с поднятыми и пущенными ушками. «Подарок» служит поводом к разговору родителей со своим ребёнком на данную проблему.
Методико-технологическая цепочка занятия: ролевой диалог с детьми с помощью знакомого персонажа - зайчонка Белячка — сравнение функций частей тела зайцев с функциями отдельных частей тела человека - загадка «Что делают заячьи ушки в хорошую погоду? Что делают заячьи ушки, когда идет дождь?» - выполнение игровых заданий на макете - имитация действий заячьих ушек в различных погодных условиях - игровые действия детей с моделями зайчат и лосят, имеющих различное расположение ушей, - продуктивная творческая деятельность - подарок детям двух силуэтов зайчат с поднятыми и опущенными ушами - домашнее задание для родителей: совместно с ребёнком изготовить настольную игру «Заячьи хитрости».