Лилия Акчулпанова
Конспект занятия по математике «Сравнение групп предметов. Знаки «равно» и «не равно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игралочка-ступенька к школе», часть 3
Тема: Сравнение групп предметов. Знаки = и.
Цель: 1) сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и ;
2) сформировать опят самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Публикация «Конспект занятия по математике „Сравнение групп предметов, Знаки „равно“ и „не равно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
3) тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, закрепить счёт в пределах 10;
4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику рук, творческие способности.
Материалы к занятию
Демонстрационный:
1) Географическая карта с изображением Африки к заданию 2.1.
2) Схемы к заданию 4.1
Раздаточный:
1) Парные карточки к заданию 2.1.
2) На каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и 2 круга-подноса (к заданию 2.2.
3) Лист к заданию 3.1.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие в Африку.
- Хотите?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Посадка в самолёт».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар;
2) Тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.
- На чём мы поедем в путешествие? (на пароходе)
- Чтобы попасть на пароход, надо приобрести билеты.
Воспитатель рассказывает, что в каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку (билет) и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей. Воспитатель выставляет схему № 1.
Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей. При этом воспитатель задает детям вопросы:
- Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке, например, большое жёлтое кольцо – и на другой картинке такое же большое жёлтое кольцо и т. д., то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей.)
2.2. Игра «Сок на завтрак».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила, закрепить сравнение предметов по высоте;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.
Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку,- это стаканы с соком (столбики можно сложить из кубиков ЛЕГО). Кроме этого на столах имеются два одинаковых круга – подносы (Р-2)
Воспитатель рассказывает, что на корабле готовятся к завтраку.
- Кто готовит на корабле? (Кок)
Воспитатель рассказывает, что на корабле кок налил в стакан сок.
- Как вы думаете, какой сок налит в стакан?
Кок просит детей помочь ему поставить стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.
- Как вы будете это делать?
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
- Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан- на другой поднос.
- Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой.)
- Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы у которых одинаковый цвет и одинаковая высота.)
- Как вы будете сравнивать стаканы по высоте? (Мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте.)
Далее детям предоставляется самостоятельность. В результате на каждом подносе должны оказаться одинаковые стаканы:
- Сколько стаканов вы поставили на каждый поднос? (4 стакана)
- Сколько стаканов вы на подносе не поставили? (4 стакана)
- Почему вы эти стаканы не поставили на подносы? (Потому что у этих стаканов не было пары- точно такого же стакана.)
-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?
- Почему вы считаете, что наборы равные?
Дети с помощью воспитателя проговаривают: потому что у каждого стакана есть пара.
2. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Сравни грузы».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать запись равенства с помощью знака = и создать мотивационную ситуацию для введения знака ;
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Каждому ребенку выдается лист к заданию 3.1.
«Сравни группы предметов в мешках и поставь между ними нужный знак».
Воспитатель рассказывает, что капитан корабля везет различный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов в мешках и поставить между ними нужный знак.
- Как вы будете выполнять задание?
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм, пользуясь схемой №1. Сначала дети работают с первой парой мешков.
-Какой знак вы поставили между первой парой мешков? (Знак равенства)ю
Затем дети работают со второй парой мешков.
-Какой знак вы поставили между второй парой мешков?
Со второй парой возникло затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.
- Почему вы не можете выполнить задание? (Потому что известный нам знак не подходит, а другого знака мы не знаем.)
- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить новое задание? (Нужно узнать новый знак.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) Познакомить со знаком неравенства ;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;
3) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Как это можно сделать? (Можно попытаться придумать самим, а потом проверить себя по учебнику).
Воспитатель побуждает детей предлагать варианты такого знака.
Выслушиваются все варианты детей. Если дети не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:
- Как с помощью символа вы записывали, например, не красный? Нужный символ зачёркивали.
Воспитатель соглашается с детьми и говорит, что в их тетрадях записан такой знак- воспитатель пишет такой знак на доске.
- О чём говорит этот знак? (О том, что группы предметов не равны.)
- В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (В том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов.)
Воспитатель предлагает детям для того, чтобы не забыть, в каком случае ставится знак неравенства, нарисовать картинку. На доску вывешивается схема № 2 ,и дети еще раз проговаривают правило.
5. Введение нового знания в систему знаний.
5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч. 3).
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила;
2) Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.
Дети садятся за столы.
Воспитатель говорит детям, что они приплыли и первые кто их встретил, были братья –козлики. Воспитатель предлагает открыть учебники-тетради по закладке и рассмотреть картинку № 1,с. 19.
«Накорми козликов ужином так, чтобы каждый получил равный ужин».
Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.
Детям предоставляется самостоятельность.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
-Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко,2 груши и 1 банан.)
- Почему вы считаете, что ужины равны? (Потому что каждый козлик получил одно и то же)ю
5.2.. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч. 3).
1) Закрепить умение самостоятельно устанавливать равенство и неравенство групп предметов и обозначать его с помощью знаков = и ;
2) Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.
Пора возвращаться домой. Воспитатель рассказывает, что по пути из Африки домой на корабль погрузили много коробок и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.
№2, с. 19
«Сравни с помощью знаков = и».
Дети выполняют задание самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос:
- Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) мешками?
- Почему вы поставили именно этот знак?
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом?