Ильина Ирина
Конспект занятия «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ:
Подготовил воспитатель: Ильина И. А.
Котовск 2023г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ:
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
Сформировать бережное, уважительное отношение к хлебу и людям, его вырастившим.
Задачи:
-Расширять знания детей о значении хлеба, показать, каким трудом добывается хлеб для народа и для каждого из нас.
-Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.
-Формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники. Ломтик черного хлеба, каравай. Карточки с изображением профессий людей, в том числе, связанных с хлебом, ноутбук, презентации, музыка. Мука, соль, сахар, вода, скалки, клеенки, поварские колпаки, фартуки.
Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, рассказов о хлебе, просмотр видеофильма.
Ход деятельности:
1.
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,
И на ребят, почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты – кто такой?» - спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я – пекарь!» - человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
2. Обсуждение проблемной ситуации с детьми
Воспитатель: Ребята, а что же здесь сейчас произошло? Как поступили мальчики? А как бы вы поступили, если бы увидели такое? Прошли бы мимо? Что бы вы сказали мальчикам? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно ребята, хлеб надо беречь, он – наше богатство.
Ребята, а как вы думаете, где и откуда берется хлеб?
Ответы детей: Покупают в магазине, пекут в хлебопечке, выращивают в поле ….
3. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций.
Издавна кормит людей матушка-земля. Во все времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось и так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зёрнышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом месте вскоре колоски. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально сажать зёрна.
Трудно, ребята, достаётся хлеб. Много людей помогает ему в этом: о тот, кто пашет землю, сеет, убирает, и тот, кто потом печёт хлеб. Без хлеба нет жизни. Хлеб кормит. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
Но было, ребята, время, когда кусочек хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он появлялся на столе. Велико значение хлеба для народа во время Великой отечественной войны, тогда хлеб давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь! Посмотрите, ребята, насколько это мало. (Дети бережно передают друг другу кусочек чёрного хлеба).
4. Воспитатель: У русского народа есть много пословиц о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Ответы детей:
1. Хлеб всему голова.
2. Хлеб да вода – богатырская еда.
3. Хлеб – батюшка, водица – матушка.
4. Плох обед, коли хлеба нет.
5 Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Воспитатель: Молодцы, замечательные пословицы знаете.
5. Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Трактор тянет за собой железный плуг. Который глубоко вспахивает землю. Теперь можно начинать сеять. К трактору прикрепляются сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот и пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Физкультминутка «В землю зернышко попало».
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза).
Воспитатель показывает детям «букет» из колосьев ржи и пшеницы. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот необычный букет.
Предлагается рассмотреть букет. Ребята, из чего он состоит?
Ответы детей: (Из колосков, из колосьев хлеба)
Воспитатель: Правильно, из колосков хлеба. А все ли колоски одинаковые? Давайте мы с вами рассмотрим их.
Дети рассматривают колосья, сравнивают их: одни колоски имеют длинные усики, а у других их нет, одни – короче, другие – длиннее, одни колосья - толще, другие тоньше … .
Воспитатель: Ребята, а после созревания зёрнышки из колоска вываливаются, это означает, что колосок созрел. А из зернышки в дальнейшем получается мука.
Ответы детей: Одни зёрна– длинные и продолговатые, другие – овальные, пузатые.
Воспитатель: Ребята, понюхайте, а пахнут ли зёрна хлебом?
Ответы детей: Нет, не пахнут….
Воспитатель: А чем они пахнут?
Ответы детей: Землёй, солнцем, ветром, травой ….
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы – настоящие исследователи!
А чтобы каждый день у нас с вами на столе был душистый, свежий хлеб, такое маленькое зёрнышко должно проделать огромный путь, и помогают ему в этом люди разных профессий.
6. Дидактическая игра «Профессии людей, связанные «с хлебом».
Воспитатель: Ваша задача – отобрать карточки с изображением профессий людей, которые помогают появиться хлебу на нашем столе.
(Дети отбирают необходимые карточки и объясняют свой выбор)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому и относиться к нему следует бережно.
7. Знакомство с профессией «Пекаря». (Презентация)
Воспитатель :Предлагаю вам посмотреть, какая мука.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где стоят тарелки с разной мукой. Дети рассматривают муку, определяют, что она разного цвета, высказывают свои предположения из какого зерна, называют пшеничная, и ржаная.
Ребята, а вы хотите побыть в роли пекарей? Тогда надевайте, пожалуйста, фартучки и колпачки. И мы с вами приступим к работе. У вас на столах для каждого приготовлена чашечка, в которой есть мука, вода, соль, сахар и из этих ингредиентов мы с вами замесим тесто. (Лепка хлебобулочных изделий под спокойную музыку. После того, как тесто готово, предложить ребятам придумать названия своим самым необыкновенным булочкам.
8. Подведение итога данного занятия.
Воспитатель: Ребята, а если бы сейчас вашу булку бросили на пол и стали пинать. Вы бы промолчали, прошли мимо?
Ответы детей: Нет, не прошли бы мимо, остановили бы хулиганов, объяснили, что хлеб надо беречь, это – наше богатство, он очень трудно достаётся.
Воспитатель: Да, ребята, я очень надеюсь, что вы не прошли бы мимо, встретив таких хулиганов. Ведь мы с вами сегодня убедились, как много труда, сил надо затратить, чтобы получить хлеб.
Список использованной литературы:
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
2. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
3. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Пожиленко Е. А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М. : «Просвещение», 2004.