Надия Саульская
Конспект НОД «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство гордости за труд хлеборобов. Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
• Познакомить с профессией пекаря.
Публикация «Конспект НОД „Хлеб — всему голова“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Закрепить знания, о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания.
• продолжать обогащать словарный запас.
Развивающие:
• развивать связную речь детей;
• развивать наблюдательность, интерес к окружающим предметам, активность, внимание, умение рассуждать.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
• доставить детям радость и удовлетворение от игр;
• воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
•
Расширять и активизировать словарь: пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, кунжут, мак, аппетитный, ароматный, пушистое, мягкое.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
• Прием постановки целей и мотивации деятельности детей: игра, загадка, коммуникация.
• Прием активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, проблемная ситуация, обследование, анализ.
• Прием организации практической деятельности детей: показ способов создания модулей, комментирование, моделирование, продуктивная деятельность.
• Прием поддержки интереса у детей: ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.
• Прием оценки и самооценки: поощрение, анализ полученной работы, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Демонстрационный материал: иллюстрация картин «Откуда что берется» колосья, хлеб, мука, пшеница, тесто.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая;
Коммуникативная;
Познавательно-исследовательская;
Физ. Культура Чтение художественной литературы.
Планируемый результаты:
Личностные: развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Интеллектуальные: расширение и активизация словарного запаса.
Физические: умение действовать самостоятельно при выполнении поставленной задачи.
1. Вводная часть: 3 минуты.
П/и – Создание проблемной ситауции
Поездка в поле – мотивация.
2. основная часть: 19 минуты
Беседа о процессе выращивания пшеницы
Игра «Едем в поле»
Экскурсия: рассматривание иллюстраций и беседа по ним
Физ. минутка «Замесим тесто»
Загадка
Практическая деятельность – лепка булочек.
3. Заключительная часть. 3 минуты.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов
Ход занятия
Подвижная игра «Шла ворона на базар»:
Шла ворона на базар,
Громко каркала: кар-кар!
Я нашла монетку-
Куплю хлеба деткам.
Ребенок, встает в центре и бросает игрокам мяч, а кто его поймает, тот и назовет, чтобы он купил.
Как можно назвать эти продукты одним словом? (хлебобулочные изделия).
Как вы думаете из всех хлебобулочных изделий какое самое главное?
Ответы: Хлеб!
Верно, а какие пословицы это подтверждают?
(Дети называют пословицы)
«Калач приестся, а хлеб никогда»
«Худой обед, если хлеба нет!»
«Хлеб да вода – богатырская еда»
«Хлеб всему голова»
«Хлеб – всему голова», «Калач приестся, а хлеб никогда».
Ребята, легко ли вырастить хлеб?
(ответы детей)
Где выращивают хлеб?
На поле!
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие и проследим нелегкий путь, который приходится пройти хлебу, прежде чем он попадет на стол.
(Дети встают друг за другом, едут в поле на машинах, подпрыгивают на кочках, приседают в яме, делают повороты влево – вправо, объезжая горку).
Едем в поле
На кочку наехали,
Горку объехали
И на поле приехали.
(Рассматривание картин)
Беседа о процессе выращивания хлеба.
Сначала поле нужно вспахать. Пашут землю трактора. К трактору прикрепляется плуг. Плуг переворачивает верхний слой земли, тогда земля станет рыхлой, если земля с большим количеством глыб, то необходимо бороновать т. е. разрыхлять.
Потом к трактору прикрепляют сеялку.
Сеялка – это ящик – бункер, в которых помещаются семена, оттуда семена сыпятся в землю.
Хлеб растет. После сева проходит немного времени – и на поле появляются первые всходы. Хлеборобы не сидят сложа руки в ожидании урожая. Недаром говорят: «Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится». Также для роста пшеницы. Ржи необходимо солнце, тепло и вода – дожди.
Урожай.
Наступил один из самых ответственных периодов в жизни хлеборобов – урожай, пора уборки урожая зерновых. Здесь тоже не обойтись без машин. Существуют специальные комбайны, предназначенные для уборки именно зерновых. Комбайн скашивает растение и сразу же обмолачивает их. Зерно набирается в бункере, и по специальному длинному рукаву высыпается в машины.
Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб.
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: зерно с поля везут на элеватор. На элеваторе зерно сушат перебирают от камушков и складывают на хранение. А готовые зерна везут на мукомольный завод, где мелят муку.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу об этом. Воспитатель: Ребята что вас лежит на тарелочках?
Дети: Зерна пшеницы.
Воспитатель: Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?
Скажите, какой они формы, величины и цвета?
Дети: маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.
Воспитатель: вы увидели, что каждое зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки? В котором зернышке живет росток, а чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю. Затем на машинах муку везут на хлеб заводы и в пекарню.
Дид/игра «Какой он наш хлеб».
Назовите много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, белый, черствый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, хлеб бывает разный, но он всегда вкусный и полезный.
Не зря говорится в пословице «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о людях какой профессии идет речь?
Загадка
Встанем мы, когда вы спите
И муку просеем в сите
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь).
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему я так одета? (ответы детей).
Воспитатель: Я надела фартук, чтобы не испачкаться, колпак на голове, чтобы волосы не падали на стол и не мешали.
Воспитатель: дети, вы знаете, из чего пекут хлеб? Дети: (ответы детей)
Физ. Минутка «Замесим тесто»
Тесто замесили мы, (Сжимаем, разжимаем кулачки).
Сахар не забыли мы, (Имитация посыпания).
Пироги пшеничные (Соединение ладошки вместе)
В печку посадили мы. (Руки вперед, вверх ладонями)
Мы печем пшеничные (Имитация стряпни пирожков)
Пироги отличные.
Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки,
Рассматривают на столе хлебобулочные изделия.
Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в пекарей.
Дети, что лежит перед вами? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, перед вами в миске тесто, а на дощечке горстка муки. Какая мука на ощупь? Теперь возьмите кусочек теста (какое оно? – мягкое нежное легко лепится, чтобы тесто не прилипало к рукам, обваляйте его в муке и будем лепить булочки.
Украсить свои булочки можно маком, кунжутом, сахаром. Противень смазан маслом, чтобы булочки не подгорали.
Воспитатель: очень бережно надо относиться к хлебу: не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него свой труд.
Воспитатель: Готовые булочки отнесем на кухню поварам, и они испекут их для вас в духовке. Дети, вам понравилось лепить из теста? К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Вы все были такие молодцы!