Елена Костюк
Конспект группового занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей ОВЗ «Наши верные помощники. Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятий – развитие эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста, формирование собственно-пространственных представлений, снятие психомоторного напряжения, повышение сенсорной чувствительности, формирование навыков позитивного межличностного общения.
Задачи – познакомить детей с понятием «органы чувств», с их ролью в познании окружающего мира. С детьми осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле. Игры и упражнения направлены на развитие сенсорной чувствительности и осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, что поможет ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстроить и сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.
Публикация «Конспект группового занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей ОВЗ „Наши верные помощники, Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Органы чувств человека и их назначение
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Участники занятий : воспитанники средней группы детского сада дети 4-5 лет с заключениями ПМПК: нарушение эмоционально-волевой сферы. Группа 6-8 человек. Занятие проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20-25 мин.
Оборудование: картинки органов чувств : рот, нос, глаза, уши, ладонь. Варежки или носочки, повязка на глаза. Цветной картон. Полотняные мешочки с ароматом (апельсин, мыло, кофе, мята, и т. д.). Сахар, соль, лимон. Пять мелких предметов.
Ход коррекционно-развивающего занятия
Предварительная работа перед занятием
Перед тем, как войти с детьми в кабинет, педагог-психолог предлагает воспитанникам вспомнить правила дружбы, которые помогут на занятии.
Правила дружбы:
• внимательно слушать и слышать друг друга;
• помогать друг другу;
• быть добрыми и вежливыми.
1)Вводная часть
Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! (Дети здороваются). Предлагаю поиграть, но для этого нам нужно построиться в круг. Я прочитаю вам стихотворение, а вы в это время построитесь. Посмотрим, кто тихо и быстро справится с заданием.
«В круг все вместе становитесь
И друг другу улыбнитесь.
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь
И мне «Привет» скажите,
Руку дружбы протяните
Игра ‹‹Имя в центр››
Цель: запомнить имена друг друга,.
Ход игры. Первый игрок выходит в центр круга, называет свое имя и делает какой-нибудь жест. Все остальные должны после этого также сделать шаг вперед, назвать его имя и как можно точнее повторить его жест. Так по очереди показывают все.
2) Основная часть
Итак, начинаем наше занятие. Сегодня мы с вами будем говорить об органах чувств.
Ребята, скажите, какие органы чувств вы знаете? (ответы детей)
Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Загадки об органах чувств :
1) Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …. (глаза)
2) Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет …. (нос) (модель)
3) Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки
Что же это? … (ушки) (модель)
4) Чтоб попробовать компот,
Есть у человека …. (рот) (модель)
5) Мягкое и твердое, острое, тупое
Горячее, холодное, мокрое, сухое
Разобраться в этом сложно
Нам поможет наша …. (кожа)
Педагог-психолог: Молодцы ребята, отгадали все загадки, а теперь нас с вами ждут увлекательные игры. Мы с вами узнаем, как наши органы чувств работают.
Игра «Жмурки эскимосские»
Эта игра похожа на обычные жмурки, завязыванием глаз водящему и необходимостью опознавать игроков.
От простых жмурок отличается тем, что игроки не бегают (т. е. никто никого не ловит) и опознание происходит в толстых варежках. Игра хорошо развивает память и осязание.
Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких) — можно использовать носки. Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним.
*Необходимо следить, чтобы водящий не подглядывал через дырочки возле носа.
Игра «Мегафон»
Игра на развитие артикуляции, речи и слуха ребенка.
Взять цветной картон и свернуть его в виде конуса (рупора) (можно заменить любым картоном, даже частью коробки от чего-то). Держать рупор у рта и разговаривать с ребенком. Свернуть еще один рулон, для ребенка. Если ребенок не понял, как нужно разговаривать, ему нужно подсказать.
С помощью рулона предложить детям издавать различные звуки животных (рык льва, мяуканье кошки, шипение змеи, мычание коровы). Предложить детям исполнить псенку.
Игра «Понюхай!»
В каждый мешочек положить что-то пахнущее — мыло, какую-то знакомую специю, фрукт — и попытаться угадать на запах — что же там.
Игра «Попробуй и скажи»
Посадить детей з за стол. Надеть повязки на глаза, чтобы не подсматривали. На стол ставят несколько тарелок с сахаром, солью, лимоном. Дают ему по ложечке, а он по вкусу должен определить, что это.
“Зрительная гимнастика”
(Гимнастика для глаз выполняется сидя, в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
Игра «Что изменилось?»
Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т. д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений
3)Заключительная часть
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
Педагог-психолог:- «Ребята! Мы сегодня с вами прекрасно позанимались, поиграли. Скажите, пожалуйста, какая игра вам понравилась больше всего?
О каких органах чувств мы сегодня говорили?
Давайте на прощание встанем в круг, возьмёмся за руки. Сосредоточьте внимание на моих словах:
«У друга мягкая и тёплая ладошка. (Дети держатся за руки)
Поглажу друга по руке немножко. (Поглаживают руки, стоящих рядом, сосредоточив внимание на теплоте рук)
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,
Ни ссориться, ни драться нам не надо!»
До свидания, ребята!