Алеся
Конспект занятия по ФЭМП «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата 13.01.2022 год
Конспект ОО «П. Р.» (ФЭМП)
Тема: «Измерение предметов»
Цель: Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве и отображать в речи направление; упражнять в счёте в пределах 5.
Задачи:
Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,
средний, маленький; сравнение предмета по длине : длинный, короче,
самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества
Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.
Способствовать развитию логического мышления, внимания;
Воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.
Методы и приемы:
- познавательно- исследовательский метод (выявление по длине : самого длинного и самого короткого);
- Информационно-рецептивный метод (распознающее наблюдение – это формирование представлений о длине предметов).
- Репродуктивный метод (многократное повторение детьми информации по длине с целью закрепления представлений).
- Проблемный метод. Метод проблемного изложения материала. (Какой самый длинный? И т. д.)
Приемы:
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- словесные (Беседа, указания, пояснения, вопросы);
- практические (работа с рисунками, карточками, игры)
Материалы к занятию :
Демонстрационный: изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда.
Раздаточный : ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.
Ход занятия:
1. Часть
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Здравствуйте, ребята.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в
ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Кирочка! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Динарик! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Воспитатель предлагает одному ребенку пересчитать детей, а другому пересчитать стульчики. Выяснив, что детей и стульчиков поровну, предлагает им присесть.
- Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.
- К нам в гости прилетела Сова.
Она к нам сегодня прилетела не просто так, она хочет нас познакомить с миром математики, сейчас сова превратит вас в умников и умниц, и мы можем отправляться с вами в мир математики (сова прикасается волшебной палочкой к детям). Умники, садитесь за этот стол, а умницы за этот.
Зависимость результата измерения от величины мерки.
Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.
На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.
Воспитатель спрашивает:
-Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
-Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
-Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
-Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
-А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).
2. Часть
На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т. д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.
Игра «Что длиннее»
Воспитатель- ведущий. Ведущий бросает мяч одному из детей и говорит: «Спичка, что длиннее?» и бросает мяч следующему игроку. «Дорога длинная, что короче?»….
Берут полоску, ею измеряют каждую лестницу, т. е. делают мерку, а потом все мерки сравнивают с высотой фонарного столба.
Физкультминутка («Крошик»)
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Игра «Садовники».
Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. «Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
- Какой формы ваша клумба?
- Сколько у нее углов?
- Покажите верхние углы (нижние).
-Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?
- А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
- Начинаем «сажать» цветы: «посадите» в верхний левый угол 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.
- Какой угол остался свободным? «Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена. Дети должны определить, какая цифра пропущена.
Пальчиковая игра «Паук».
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
3. Часть
Итог занятия подводится через моральное поощрение (похвала, одобрение).
Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.
Подбор материала осуществлялся в соответствии с возрастными особенностями среднего дошкольного возраста.
-Ребята, что мы с вами делали сегодня на нашем занятии?
-Что нового и интересного вы узнали?
-Понравилось вам работать с мерками?
Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными.