Светлана Ерылкина
Конспект урока математики в 1 классе «Единица измерения длины. Сантиметр»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Единица измерения длины. Сантиметр»
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т. е. единицами длины.
Задачи урока: ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины; научить измерять отрезки, используя линейку; развивать практические, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; закреплять знания учащихся о составе чисел первого десятка; развивать навыки рефлексии; создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся; воспитывать любовь к математике; продолжать учить работать в паре, в группах.
Публикация «Конспект урока математики в 1 классе „Единица измерения длины, Сантиметр“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Урок математики. Единицы измерения длины
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; познакомятся со старинными русскими мерами длины.
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Ход урока
1. Организационный момент и эмоциональный настрой
Урок начинается с просмотра отрывка из мультфильма «Шишкина школа» - (28 сек, где звучат следующие слова:
Веселится звонок, я бегу со всех ног.
Школа двери открывает, начинается урок.
Что? Как? Почему?
Только в школе я пойму.
Я за партою сижу, я на доску гляжу.
Я узнаю все на свете,
А потом всем расскажу.
Что? Как? Почему?
Только в школе я пойму!
- Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей, я хочу вам пожелать, чтобы на все ваши вопросы: «Что? Как? Почему?» вы обязательно нашли ответы. И я вам в этом с радостью помогу.
- Я знаю, что наш лидер Ангелина тоже хотела бы к вам обратиться. Слово нашему атаману.
Ангелина:
Сегодня математика у нас,
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Вот так класс!»
-Значит самое время вспомнить наш девиз:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.
2. Актуализация знаний
Ребята, посмотрите, на доске я разместила картинки. Что вы можете сказать о них?
(это картинки из мультфильмов, их четыре, они разные.)
Назовите эти мультфильмы.
(«Брементские музыканты», «Львенок и Черепаха», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев»)
Что вы можете сказать о количестве героев на каждой картинке? Воспользуйтесь магнитными цифрами и определите количество.
(«Брементские музыканты»-5
«Львенок и Черепаха»-2,
«Трое из Простоквашино»-3,
«38 попугаев»-4)
Какие равенства или неравенства вы можете составить по этим картинкам?
(5*2 3*4)
Молодцы! Герои мультфильмов приготовили для вас интересные задания. Вот, например Петух просит вас проверить отрезок из ряда натуральных чисел и вставить недостающие числа на место.
(на обратной стороне картинки из м/ф «Брементские музыканты» сделана запись: 2,*,4,*,*,7,*.Дети заполняют пропуски магнитными цифрами 3, 5,6,8)
Петух благодарит вас за работу!
Дядя Федор сообщает вам, что в Простоквашино построили многоэтажные дома и просит вас, ребята, заселить их жильцами правильно. Чем выше дом, тем труднее задание. Разделитесь на группы, договоритесь, какое задание будете выполнять.
(состав чисел 6,7,8 и 9 напечатан на карточках, недостающие числа дети вписывают маркером в свободные окна)
Мудрая Черепаха предлагает вам стать волшебниками и превратить три одинаковые линии в разные геометрические фигуры.
(с обратной стороны картинки к м/ф «Львенок и Черепаха» изображены 3 прямые, на которых дети должны дорисовать точки начала луча и концы отрезка)
А Львенок предлагает вам веселую разминку-физминутку «1,2,3,4,5-начинаем танцевать»
3. Постановка учебной задачи
Как вы думаете, почему мультфильм так называется?
– Кого измеряли герои в мультфильме?
– Как они это делали? (фрагмент? или мягкие игрушки)
– Что же у них получилось? (с обратной стороны :Длина Удава составила 38 попугаев, 5 Мартышек или два Слоненка.)
– Почему у них получились разные результаты? (использовали разные мерки)
-Давайте сделаем вывод: разные мерки дают разные результаты.
- Оказывается, в старину люди тоже искали различные меры измерения. Посмотрите на слайд. В те времена меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Но и эти мерки тоже не были точными. Хотите в этом убедиться? Я предлагаю Яне отмерить 3 локтя белой ленты. Себе я возьму фиолетовую и тоже отмеряю 3 локтя. Какими способами можно сравнить наши ленты? (на глаз и наложением) В чем вы убедились? (разные мерки-разные результаты)
4. Изучение нового материала
-Чтобы делать точные измерения, люди придумали использовать одинаковую универсальную мерку и стали ею пользоваться. Такая мерка называется сантиметр. (на доске появляется это слово и его сокращенный вариант написания – см)
-Сформулируйте тему урока и определите, чему будем учиться?
1. Познакомиться с единицами измерения длины.
2. Научиться измерять отрезки.
-1см- мерка очень маленькая, она равна двум клеточкам в тетради. Измерять ею неудобно, она может легко потеряться. Поэтому люди придумали специальный инструмент. Отгадайте загадку, и узнаете, какой.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. А кто из вас, ребята, уже умеет измерять отрезки с помощью линейки? Расскажите, как надо.
-Для того, чтобы правильно измерить длину отрезка, нужно приложить линейку нулём к началу отрезка и посмотреть, на каком делении отрезок заканчивается. Это число и будет длиной отрезка. В математике сокращённо записывают это так: 10 см, 3 см Надеюсь, вы поняли? Самое время проверить!
5. Первичное закрепление нового знания
Работа в тетради на с. 24
-Самостоятельная работа: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга. (Проверка: 7см, 9см.)
-Следующее задание-измерение длины карандаша и длины счетной палочки. Не забудьте записать результаты своих измерений. (Проверка: 6см, 7см.)
-Мы хорошо потрудились, пора и отдохнуть! Мартышка предлагает вам повеселиться.
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы ногами топаем,
Мы руками хлопаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках,
И друг другу даже
Язычки покажем.
Как скажу я слово «Три»,
Все за партами – замри! 1,2,3!
6. Проверка освоения нового знания
-Мартышка приготовила для вас новое задание. Нужно измерить длину всех веревочек и записать сверху результат. Выполняем эту работу в парах. Договоритесь, кто будет определять длину, а кто – записывать ее значение. Раскрасьте самую длинную веревочку красным карандашом, а самую короткую- синим.
-я обязательно посмотрю вашу работу.
7. Итог урока. Рефлексия
-Мы сегодня с вами очень хорошо потрудились. +
Теперь герои мультфильма научатся измерять длину разных предметов одинаковой меркой – в сантиметрах.
- Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.
Продолжите фразы:
Я узнал…
Я научился…
Я работал…
-- Ребята, а для чего человеку нужно знать единицы длины? (рост людей ; размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т. д.)
Мы сегодня познакомились с единицей измерения длины – сантиметром, ответили на многие вопросы, но осталось ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.
А герои мультфильмов передали вам подарки- математические раскраски. Я раздам вам их на перемене.
Спасибо за урок.