Наталья Анисимова
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения) по развитию речи «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения)
по развитию связной речи
Выполнил:
Учитель-логопед:
МБДОУ «Детский сад № 362» г. о. Самара
Анисимова Наталья Евгеньевна
Самара
2018 г.
Тема: «Домашние животные»
Цель: формирование навыка составления рассказа по картине
Задачи:
Публикация «Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения) по развитию речи „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Коррекционно-образовательные задачи:
• учить составлять рассказ по картине, по схеме;
• совершенствовать умения задавать вопросы
• активизировать словарный запас по лексической теме «Домашние
животные»;
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать логическое и наглядно-образное мышление;
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательные задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать навыки сотрудничества.
Оборудование:
Картина «Корова с телятами и бык», предметные картинки с изображениями домашних животных, мячик массажный с шипами.
Предварительная работа: заучивание загадок о корове и теленке, упражнения «Я, младшенькая, Буренушку пасу» с воспитателями.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Учитель-логопед: Доброе утро, ребята! Мы продолжаем говорить о домашних животных. Давайте встанем в круг и вспомним всех домашних животных, которых вы знаете. (Передаем мячик и по очереди называем их).
А сегодня мы с вами рассмотрим картину «Корова с телятами и бык» и составим рассказ по ней. Но сначала послушайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».
II. Основная часть:
1. Чтение логопедом рассаказа Е. Чарушина «Корова» и беседа по тексту (логопед достает и помещает на мольберт картину «Корова на лугу»)
Учитель-логопед: Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует, пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.
- А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать – простую зеленую траву или разные цветочки? Может быть ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку? Поешь, поешь Пеструха повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Учитель-логопед: О ком я прочитала рассказ?
Дети: Вы прочитали рассказ о корове.
Учитель-логопед: Какие у коровы рога, бока, вымя? Что она делает?
Дети: У коровы крутые рога; толстые бока; вымя с молоком; она помахивает хвостом, мух отгоняет.
Учитель-логопед: Молодцы! А почему автор назвал ее Пеструхой?
Дети: Наверное, она пестрая, пятнистая.
2. Загадывание детьми загадок о домашних животных.
(Логопед достает и помещает на мольберт несколько картинок с изображениями домашних животных – корова, бык, теленок, лошадь, кот, собака)
Учитель-логопед: А теперь Настя и Ваня загадают нам загадки о домашних животных, которые они выучили дома, а вы эти загадки отгадаете. Картинки помогут вам отгадать их.
1 загадка:
Голодна – мычит
Сыта – жует,
Малым деткам молока дает.
Дети: это корова.
Учитель-логопед: Как вы догадались?
Дети: В загадке говорится, что она мычит и детям молока дает.
2 загадка:
Этот маленький ребёнок
Спит без простынь и пелёнок.
А под серенькие ушки
Не кладут ему подушку.
У него четыре лапки.
На них – острые царапки.
Он гуляет без пальто.
Он ботинки и сапожки
Не наденет ни за что.
Это – вовсе не ребенок.
Это – маленький …
Дети: Теленок
Учитель-логопед: Как вы догадались?
Дети: Он мычит упрямо, у него коричневые ушки, он маленький.
Учитель-логопед: Молодцы. Вы не только отгадали загадки, но и объяснили ваш ответ.
3. Рассматривание картины и беседа по ней. Составление описательных рассказов о животных и их детенышей по образцу.
(Логопед помещает на мольберт картину «Корова с телятами и бык)
Учитель логопед: Кого вы видите на картине?
Дети: Мы видим корову, телят и быка.
Учитель логопед: Посмотрите по какому плану я вам расскажу про корову (название, цвет, величина, части тела, что делает в данный момент).
Название Цвет Величина Особенности частей тела Что делает?
?
Послушайте мой рассказ о ней. Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.
Расскажите по такому плану о теленке.
Дети: Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.
Дети: Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки. Теленок смотрит вдаль.
Учитель-логопед: Расскажите по плану о быке.
Дети: Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует зеленую траву.
Учитель-логопед: Мне понравилось, как вы рассказали о телятах и быке. Теперь давайте расскажем о природе, которая окружает животных по плану. (Какой день изображен на картине? Какое время года? Каким кажется лес вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу) Что еще мы видим на заднем плане?
Дети: Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо светлое, и вода в озере тоже светлая.
Учитель-логопед: Что еще вы видите на заднем плане картины?
Дети: Слева на берегу мы видим стога сена. А справа на заднем плане – коровник и изгородь вокруг него.
Дети: Там живёт корова, телята и бык.
Учитель-логопед: Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопросы. Может быть, есть вопросы, которые вы сами хотите задать по картине?
Дети: Как вы думаете, на кого похож большой теленок?
Дети: Он похож на быка. У него даже есть белое пятно на лбу, как у его папы.
Учитель-логопед: Молодцы. Ваш вопрос был интересным, и вы правильно ответили на него. А теперь давайте отдохнем.
4. Физминутка «Я, младшенькая Буренушку пасу»
Я, младшенькая,
Я с Буренушкой до вечера в лесу.
Я медведя повстречать боюсь,
Я медведю низко в пояс поклонюсь:
Дедушко, Медведушко,
Не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку
Идут в хороводе
Меняют направление движения.
Останавливаются лицом в круг.
Три раза низко кланяются.
5. Игра с мячом «Чей, Чья, Чьё? Чьи?» (Логопед берет в руки мяч и предлагает поиграть с детьми)
Учитель-логопед: Давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и говорите, чья это часть тела. Хвост быка.
Дети: Бычий хвост
Учитель-логопед: Голова лошади.
Дети: Лошадиная голова
Учитель-логопед: Рога барана.
Дети: Бараньи рога
Учитель-логопед: Язык собаки
Дети: Собачий язык
(Аналогично образуются словосочетания: овечья шкура, коровье вымя, козье вымя, кошачьи усы)
6. Рассказ по картине по частям несколькими детьми.
Учитель-логопед: Теперь давайте составим рассказ по картине. Будем рассказывать по частям. Один из вас расскажет о природе, другой – о корове и телятах, третий о быке.
Дети:
Корова с телятами и бык.
1. Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые. На берегу озера - луг.
2. На лугу пасутся корова с телятами Слева изображена пятнистая черно-белая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят. Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку. Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки.
3. Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует траву. Еще мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А на заднем плане – коровник, в котором живут корова, телята и бык.
III. Итог занятия:
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, Мне тоже очень понравилось, как вы занимались сегодня.
- О ком мы сегодня рассказывали?
- Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?
- Давайте выберем лучшего рассказчика.
- До свидания!