Папки-передвижки

Конспект фронтального занятия по связной речи «Дымковская игрушка»

Дарья Александровна Бебякина
Конспект фронтального занятия по связной речи «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде предметных картинок, отображающих последовательность событий.

Задачи:

учить детей связно пересказывать рассказ, соблюдать композицию, добиваться последовательности в изложении содержания;

учить составлять простые предложения самостоятельно;

развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

формировать умение понимать и объяснять значения слов.

Публикация «Конспект фронтального занятия по связной речи „Дымковская игрушка“» размещена в разделах

Оборудование: картинный материал с этапами изготовления дымковской игрушки.

Ход занятия

1. Огр. момент

Сегодня я хочу рассказать вам немного о дымковской игрушке. Вы что-нибудь о ней знаете?

2. Подведение к теме

Логопед: послушайте рассказ о том, как появилась дымковская игрушка.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Находится оно возле города Вятка (сейчас Киров).

Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки красной глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки.

Лепили барынь в пестрых юбках, бравых кавалеров и всадников, водоносок, нянечек, жениха и невесту, важных петухов и индюков, баранов, коней и другие фигурки.

Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно у человека на лице рисовали круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

Делали и свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта.

3. Зачитывание рассказа

Логопед: давайте мы с вами сегодня узнаем, как делают дымковские игрушки мастерицы.

Мастерицы берут красную глину и хорошо ее разминают. Глина становится мягкой, как пластилин. Из нее лепят фигурки. Потом изделие обжигают в печке, чтобы глина стала твердой. Когда фигурка остывает, ее белят мелом. Побеленную игрушку расписывают. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. Получаются очень яркие барыни, водоноски, индюки, кони и много других игрушек.

4. Словарная работа

Как вы думаете, кто такая мастерица?

Женщина, которая занимается каким-то ремеслом, например, делает игрушки.

Я сказала, что изделие обжигают в печи. А что значит обжигать?

Подвергнуть действию огня со всех сторон для придания необходимых свойств.

Что значит «белить»? Зачем белят игрушки?

Делать белым.

5. Краткие ответы на вопросы с опорой на картинки

Логопед: ответьте на мои вопросы.

Какую глину берут мастерицы?

Что они с ней делают?

Какой становится глина? На что она похожа?

Что из нее лепят?

Что дальше делают с изделием?

Для чего его обжигают?

Что делают с фигуркой, когда она остынет?

Что делают с побеленной игрушкой?

Какие узоры рисуют?

Какие игрушки получаются?

6. Физ. минутка

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост!

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

7. Полные ответы на вопросы (п. 5)

8. Зачитывание рассказа второй раз

Логопед: Послушайте рассказ еще раз.

9. Пересказ текста

Логопед: Попробуйте пересказать текст.

10. Название рассказа

Логопед: Подумайте, как можно назвать этот рассказ? («Дымковская игрушка», «Искусные мастерицы», «Дымковское ремесло»)

11. Подведение итогов

Логопед: про что мы сегодня с вами разговаривали? (Про дымковскую игрушку) Как называется слобода, где появилась эта игрушка? Из чего ее делают? Какие фигурки обычно лепят?

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию связной речи «Паровозик из Ромашково»Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию связной речи «Паровозик из Ромашково» Интегрированное логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы по сказке Г. Цыферова «Паровозик».

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи» Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема: «Знакомство с народной культурой.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка» Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки.

Конспект занятия по развитию связной речи. Рассказывание по теме «Осень» Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы и задавать их. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Активизировать.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по связной речи «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 16:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия по связной речи «Дымковская игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Александровна Бебякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД