Дарья Александровна Бебякина
Конспект фронтального занятия по связной речи «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде предметных картинок, отображающих последовательность событий.
Задачи:
учить детей связно пересказывать рассказ, соблюдать композицию, добиваться последовательности в изложении содержания;
учить составлять простые предложения самостоятельно;
развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
формировать умение понимать и объяснять значения слов.
Публикация «Конспект фронтального занятия по связной речи „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: картинный материал с этапами изготовления дымковской игрушки.
Ход занятия
1. Огр. момент
Сегодня я хочу рассказать вам немного о дымковской игрушке. Вы что-нибудь о ней знаете?
2. Подведение к теме
Логопед: послушайте рассказ о том, как появилась дымковская игрушка.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Находится оно возле города Вятка (сейчас Киров).
Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки красной глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки.
Лепили барынь в пестрых юбках, бравых кавалеров и всадников, водоносок, нянечек, жениха и невесту, важных петухов и индюков, баранов, коней и другие фигурки.
Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно у человека на лице рисовали круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.
Делали и свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта.
3. Зачитывание рассказа
Логопед: давайте мы с вами сегодня узнаем, как делают дымковские игрушки мастерицы.
Мастерицы берут красную глину и хорошо ее разминают. Глина становится мягкой, как пластилин. Из нее лепят фигурки. Потом изделие обжигают в печке, чтобы глина стала твердой. Когда фигурка остывает, ее белят мелом. Побеленную игрушку расписывают. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. Получаются очень яркие барыни, водоноски, индюки, кони и много других игрушек.
4. Словарная работа
Как вы думаете, кто такая мастерица?
Женщина, которая занимается каким-то ремеслом, например, делает игрушки.
Я сказала, что изделие обжигают в печи. А что значит обжигать?
Подвергнуть действию огня со всех сторон для придания необходимых свойств.
Что значит «белить»? Зачем белят игрушки?
Делать белым.
5. Краткие ответы на вопросы с опорой на картинки
Логопед: ответьте на мои вопросы.
Какую глину берут мастерицы?
Что они с ней делают?
Какой становится глина? На что она похожа?
Что из нее лепят?
Что дальше делают с изделием?
Для чего его обжигают?
Что делают с фигуркой, когда она остынет?
Что делают с побеленной игрушкой?
Какие узоры рисуют?
Какие игрушки получаются?
6. Физ. минутка
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост!
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк!
7. Полные ответы на вопросы (п. 5)
8. Зачитывание рассказа второй раз
Логопед: Послушайте рассказ еще раз.
9. Пересказ текста
Логопед: Попробуйте пересказать текст.
10. Название рассказа
Логопед: Подумайте, как можно назвать этот рассказ? («Дымковская игрушка», «Искусные мастерицы», «Дымковское ремесло»)
11. Подведение итогов
Логопед: про что мы сегодня с вами разговаривали? (Про дымковскую игрушку) Как называется слобода, где появилась эта игрушка? Из чего ее делают? Какие фигурки обычно лепят?