Папки-передвижки

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Cветлана Данилова
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Учитель-логопед Данилова Светлана Викторовна

Тема. «Рассматривание репродукции картины М. К. Башкирцевой «Осень»».

Цель. Развитие диалогической речи.

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных. изменениях в природе поздней осенью. Расширение, актуализация словаря по теме: «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов совершенного вида, подбор однородных определений). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений). Закрепление умения детей самостоятельно задавать вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, творческой активности.

Оборудование. Запись курлыканья журавлей, репродукция картины М. Башкирцевой «Осень», контейнер с травой, мхом, желудями, каштанами, камушками, ягодами рябины, плашки с наклеенными на них кусочками коры дуба, берёзы; шёлковый платок, картинки-символы (солнце, стволы деревьев, контуры перелётных птиц, мяч.

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью. Объяснение семантического значения слова «аллея». Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…». Разучивание движений к упражнению «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент. Рассказывание стихов об осени.

Перед детьми выставляется картина М. К. Башкирцевой «Осень».

Логопед. Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А. Фет)

Л. Какой месяц завершает осень?

Р. Завершает осень ноябрь.

Л. Вот и наступила поздняя осень. (по картинкам-символам дети называют характерные особенности этого периода осени).

Р. Солнце светит тускло и греет слабо. Деревья стоят голые и скучные. Улетают на юг последние стаи перелётных птиц. (звучит запись криков улетающих журавлей).

Л. Крики каких птиц вы слышали сейчас?

Р. Это крики журавлей.

Л. Вы правы. Это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая. Расскажите стихотворение Е. Благининой об улетающих птицах. Старайтесь говорить выразительно, правильно произнося все звуки.

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

2. Упражнение «Назови законченное действие». Образование глаголов

совершенного вида. Проводится в форме игры с мячом.

Л. Листья желтеют (листья что сделали)-Р. Листья пожелтели

Листья опадают -…

Птицы улетают -….

Урожай собирают -….

Трава сохнет -…

Трава никнет -….

Цветы вянут -…

Насекомые исчезают -…

Животные готовятся к зиме -…

Поздняя осень наступает -…

3. Рассматривание репродукции картины М. К. Башкирцевой «Осень». Беседа по картине.

Перед вами картина Марии Константиновны Башкирцевой «Осень».

Русская художница жила очень давно, более 100 лет назад. Рано умерла, но оставила большую коллекцию работ: среди них рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды.

Л. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на картине?

Р. На картине изображена аллея.

Л. Какое настроение возникает у вас при просмотре картины? (вы все отмечаете, что вам грустно) Почему? В каких тонах написана картина?

Р. Картина написана неяркими красками.

Л. Подумайте и скажите: на картине изображена аллея ранней или поздней осенью?

Р. На этой картине изображена аллея поздней осенью.

Л. Какие приметы поздней осени вы увидели на картине?

Р. Деревья стоят почти голые.

Л. Как выглядят оставшиеся листья?

Р. Оставшиеся листья неяркие, подсохшие.

Р. Трава пожелтела и засохла. На грязной дороге лежат кучи сухих листьев.

Л. Что находится слева от дороги?

Р. Слева от дороги лужа.

Л. Как вы думаете, вода в луже тёплая или холодная? (ответы детей). Давайте рассмотрим, что находится справа в глубине за аллеей?

Р. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже холодная вода.

Л. А почему в луже и канале холодная вода?

Р. Вода холодная, потому что осенью солнце светит тускло, греет слабо, ночью бывают морозы.

Л. Посмотрите на небо, какое оно?

Р. Неба не видно, потому что всё закрывает туман.

Л. Послушайте, как пишет об осенних туманах М. Гумилевская: «Стелются над землёй осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землёй состоят из крохотных капелек воды».

Какой воздух там, на осенней аллее?

Р. Воздух сырой, влажный, холодный.

Л. Какое время суток изобразила художница?

Р. На картине изображено раннее утро.

Л. Что можно услышать в это время на пустынной, осенней аллее?

Р. На пустынной аллее тихо.

Л. Почему на пустынной аллее тихо?

Р. На пустынной аллее тихо, потому что перелётные птицы уже улетели в тёплые края (потому что насекомые исчезли).

Л. Какие звуки можно услышать от лёгкого дуновения ветерка?

Р. Только чуть слышно шелестят засохшие листья.

4. Координация речи с движением. Упражнение «Осень».

Дети выходят на ковёр, встают в круг и делают знакомое упражнение.

Ветер осенний щёки надул (дети надувают щёки)

И на деревья сильно подул (делают сильный выдох)

Ветки качнулись и затрещали (качают поднятыми вверх руками)

Листья давно все на землю упали (приседают, ладони кладут на ковёр)

Медведи в берлогах скоро уснут (кладут руки под щёку)

С неба снежинки, кружась упадут. (встают, кружатся, делая плавные движения руками, приседают)

5. Составление детьми вопросов по картине.

Л. Внимательно посмотрите на картину и составьте к ней вопросы. (логопед помогает, подсказывая направленность вопросов о названии картины, о том, что нарисовано на ней: о небе, о деревьях, осенних приметах)

Предполагаемые вопросы детей.

Как называется картина?

Кто написал картину?

Какие приметы поздней осени вы увидели на картине?

Что нарисовано на картине слева?

Что видим справа, вдали?

Какое настроение вызывает картина?

6. Упражнение «Узнай на ощупь». Развитие тактильных ощущений.

Логопед ставит перед детьми накрытый платком контейнер и предлагает на ощупь определить предмет, отвечая на вопросы: какой? какая? какие?

Л. Подсказываю: все предметы в контейнере я нашла на аллее в осеннем парке

Дети находят предмет в контейнере и описывают его.

Р. Я нашла шишку. Она овальная, шершавая, большая.

Р. Я нашёл жёлудь. Он овальный, гладкий, маленький.

Р. Я нашла каштан. Он круглый, большой, колючий и т. д. (аналогично описываются ягоды рыбины, мох, камушек, кора берёзы, кора дуба).

7. Итог занятия. Оценка работы детей.

Какую картину мы рассматривали сегодня? Кто написал эту картину?

Дети высказывают впечатление о занятии. Педагог оценивает работу детей.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию связной речи «Паровозик из Ромашково»Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию связной речи «Паровозик из Ромашково» Интегрированное логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы по сказке Г. Цыферова «Паровозик».

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Опубликовано: 20 ноября 2024 в 18:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Данилова (УИ 363549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД