Ирина Панкратова
Конспект духовно-нравственного занятия «Звуки доброго мира. Когда звонят колокола»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Звуки доброго мира. Когда звонят колокола"
Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"
Задачи приоритетной образовательной области: развивать связную речь; мышление, внимание;
развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.
Публикация «Конспект духовно-нравственного занятия „Звуки доброго мира, Когда звонят колокола“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Задачи образовательной области в интеграции: воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону, воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной) музыки, привлечь внимание детей к разнообразию звука, звучанию его в природе, к разнообразию форм окружающего мира, способствовать развитию творческих способностей - умению отражать в своих работах красоту мира; развивать слуховое внимание, речь, мышление; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать двигательную активность при проведении игры "Море волнуется", закреплять умение выполнять движения в соответствии со словами.
Предпосылки учебной деятельности: проявляют умение слушать; проявляют интерес к участию в совместных играх, участвуют в разговорах во время игр; отвечают на вопросы педагога; проявляют положительные эмоции при физической активности во время динамической паузы.
Оборудование для педагога: Книга "Добрый мир, картинки с изображением колоколов и колоколен;
3 колокольчика; небольшая доска, палка.
Аудиозапись (колокольный звон Благовест, Набат, Перезвон).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный эта
Учить владеть устной речью, выражать свои мысли, строить речевое высказывание. Развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.
Содержание НОД:
Воспитатель с детьми закрепляют названия дней недели, вспоминают прогулки, наблюдения того, что существует вокруг нас, обсуждают, кто создал все, что находится вокруг нас.
Прослушивание аудиозаписи (колокольный звон) Познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением; познакомить с основными колокольными звонами; расширить духовный мир детей. Развивать слуховое внимание, умение различать звуки природы. Побуждать детей проявлять желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; проявлять уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
Содержание ННОД
Сегодня мы будем говорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии.
Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком.
Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.
Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время? Ответы детей.
Физминутка
В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники.
Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так : сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола (звучит в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Воспитатель: Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок).
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Художественно-эстетическое развитие Беседа Привлечь внимание детей к разнообразию колокольного звона, звучанию его, к разнообразию форм окружающего мира, способствовать развитию творческих способностей - умению отражать в своих работах красоту мира. Развивать воображение, уметь воплощать свои впечатления об окружающем мире в продуктивной деятельности.
-Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей.
-Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-другу, позвоним для всех в колокольчики.
Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики.
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы -
Звонче колокол звени.