Маргарита Фролова
Конспект духовно-нравственного занятия по ФГОС «Теплая избушка»
Конспект занятия по ФГОС «Теплая избушка»
Маргарита Фролова педагог дополнительного образования духовно-нравственного воспитания. МКДОУ «Детский сад ОВ №1» Верхнехаского района Воронежской области.
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (согласно ФГОС ДО)
Публикация «Конспект духовно-нравственного занятия по ФГОС „Теплая избушка“» размещена в разделах
1.2 Вид деятельности детей игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, творческая активность, двигательная активность.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Теплая избушка»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия словесные, наглядные, игровые.
3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Подготовительная группа
5. Цель: Дать элементарные представления детям о том, как люди жили раньше, помочь детям погрузиться в старину русского быта. Показать детям с особенности обустройства избы. Вспомнить народную игру «Плетень»
6. Задачи:
6.1. Закреплять знания о старинном русском быте.
Закреплять представления о том, как раньше на Руси избы строили.
Знакомить с новыми предметами домашнего обихода.
6.2. Воспитывать чувство сопереживания, стремление помогать окружаю-щим.
6.3 Развивать навыки отгадывания загадок.
Формировать навыки ориентировки в пространстве.
7. Планируемые результаты:
7.1 Сформированы представления о быте наших предков.
7.2 Способность самостоятельно расставить и обыграть предметы старины.
7.3 Испытывает потребность оказывать помощь окружающим.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) мультимедиа-комплект, музыкальное сопровождение, клип на электронном носителе «Балалайка», электронное послание от Василисы Премудрой», игровой комплект «Жили-были…», кабинет русская изба, домашняя утварь из русской избы.
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Изготовление избы из соленого теста. Знакомство с предметами домашнего обихода русской избы.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давно я вас здесь жду - поджидаю, посиделки в русской избе без вас не начинаю.
Становись скорее в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
1.2. Мотивация деятельности детей
Педагог: - Ребята, в прошлый раз мы с вами узнали, как строили избы раньше. И построили свою русскую избушку. Давайте вспомним, как это было.
Педагог показывает детям слайд-шоу прошлого занятия.
Педагог: - Но сегодня, придя сюда, нашей поделки я не нашла. А вы здесь ничего необычного не замечаете? Посмотрите, что нового появилось в нашей русской избе?
Дети: - Здесь в русской избе появился новый, красивый сундук.
Дети и педагог подходят к сундуку, но вдруг на экране появляется Василиса Премудрая и обращается к детям:
Василиса: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Василиса Прекрасная.
Я заходила к вам в гости и превратила вашу избушку в большой старинный дом. А предметы домашнего обихода, я спрятала в вашей русской избе. Когда вы соберете все спрятанные предметы, вы найдете большой старинный дом, который поможет вам оказаться в прошлом и узнать, как люди жили раньше. В сундуке для вас я спрятала наряды, одев которые, вы превратитесь из обычных детей в добрых молодцев и красных девиц. А на дне сундука, лежит первая подсказка. Желаю удачи, счастливого пути!
Педагог: - Ну, что, ребята, как вам задание Василисы Премудрой, справитесь? Трудностей на пути не боитесь?
Дети: - Справимся. Не боимся.
II. Основная часть:
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний. Поиск предметов старины, сравнение их с современными предметами.
Педагог: - Ну что ж, тогда я предлагаю открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит.
Дети с педагогом открывают сундук, находят там русские народные костюмы, одевают их.
Педагог: - Ну, вот вы и превратились, как говорила Василиса, в добрых молодцев и красных девиц. Как красиво вы одеты. Ой, смотрите, ребята, а на дне сундука какой-то листочек лежит, давайте посмотрим, что это?
Дети: - Это же загадка!
Педагог: - Толстая Федора
Наедается не скоро.
Но зато, когда сыта –
От Федоры теплота.
Дети: - Это печка!
Педагог: - Правильно это печка, пойдемте к нашей русской печке за первым предметом. Печь играла главную роль в каждой избе. Она отапливала жилище и помогала приготовить еду. В стародавние времена печи чаще делали из глины, а чтобы печь сильнее нагревалась, внутри ее укладывали камни, что бы дольше сохранялось тепло. Верхняя часть печи была плоская, что позволяло спать на печи. На печи, как правило, спали старики и маленькие дети, которые проводили там большую часть времени. Там же дети слушали сказки, рассказанные им бабушкой и дедушкой.
Дети подходят к печке и в ней находят маленькую печь.
Педагог: - Там же дети находят следующую загадку.
Ножек – четыре,
Шляпок – одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья.
Дети: - Это стол!
Педагог: - Правильно, это стол. Молодцы, ребята, пошлите к нашему большому столу. Дети подходят к столу. Раньше семьи были очень большие. Дедушки и бабушки жили вместе с детьми и внуками, да и детей в семьях было по многу. У моей прабабушки, например, было 11 детей. И раньше это не было редкостью. Вот и приходилось хозяевам дома делать большие столы, что бы всем хватило места за обедом.
Под столом дети находят маленький стол, а под маленьким столом загадка.
Педагог: - Жил Кирилл
Много молока сохранил,
А разбился
Под плетнем очутился.
Дети: - Кринка!
Педагог: - Да, вы правильно угадали, это кринка. Отправляемся дальше? А где у нас в русской избе кринка стоит?
Дети: - На полке.
Педагог: - Идем к полке.
Все подходят к полке, педагог берет большую кринку и показывает детям.
Педагог: - А как вы думаете, для чего в старину нужна была такая кринка?
Дети: - Что бы хранить молоко и подавать его на стол.
Педагог: - Правильно, раньше молоко хранили в таких кринках. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании, дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Мыли кринки ключевой водой и летом сушили их на солнышке, вешая на плетень. А давайте вспомним, что такое плетень?
Дети: - Это такой забор плетеный из прутьев. А еще мы знаем игру, которая называется «Плетень».
Педагог: - Ну что ж, давайте и мы с вами плетень сплетем и поиграем.
Русская народная игра «Плетень»
Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».
Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
Дети: - От плетня упала тень — в зной прохлада радует.
Хорошо, что сам плетень на меня не падает.
По окончании игры дети на полке находят большую и маленькую кринки и следующую загадку.
Педагог: - Деревяшка, три струны,
Натянутых, тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это?
Дети: - Балалайка!
Педагог: - А где у нас здесь балалайка?
Дети: - У дедушки в руках.
Педагог: - Идемте к дедушке.
Дети подходят к дедушке.
Педагог: - Раньше в старину не было ни телевизоров, ни музыкальных центров, но люди жили весело. Их верным спутником на посиделках и в праздники была балалайка. Они пели песни, частушки и танцевали под балалайку. Вот и мы давайте тоже спляшем под русскую народную мелодию.
Все танцуют. Под дедушкиной балалайкой дети находят маленькую балалаечку, в руках у дедушки загадка.
2. 2 Сюрпризный момент:
Педагог: - У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком.
Дети: - Сундук!
Педагог: - Молодцы! Давайте подойдем к сундуку!
Дети подходят к сундуку, находят на нем сундучок
Педагог: - Давайте вспомним еще раз, что же хранилось в сундуке?
Дети: - Наряды, приданое девушки и т. д.
Педагог: - Раньше сундук использовали, как мы сейчас шкаф. В нем хранили разные вещи. Сундуки раньше делали сами. Отец делал сундук для дочери. А она потом в него собирала приданое, которое готовила себе сама. А у ваших бабушек есть сундуки? (Ответы детей) У моей бабушки тоже был сундук, в нем она хранила вещи, которые сама связала, сшила, вышила. Вот послушайте стихотворение про сундук:
В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух.
Как-то я решила перебрать старьё,
Может что-то ценное? Нет, одно рваньё.
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.
Вот китайский веер, хрупкие пластинки,
Где-то ещё целые, где-то половинки.
Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,
Кажется, раскроешь и в руках растает.
Кто теперь расскажет, для чего хранили
И какие чувства к тем вещам таили.
Педагог: - Давайте и мы откроем наш сундук и посмотрим, что там внутри.
Педагог открывает сундук, и там все вместе находят сюрприз от Василисы – избу, комплект домашней утвари и кукольную семью из семи человек.
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению новых знаний.
Педагог: - Ну, вот мы и нашли подарок от Василисы, теперь мы можем расставить все найденные предметы в русской избе. И найти место каждому члену семьи.
Дети расставляют предметы, применяя полученные знания в ходе занятия.
Педагог: - Где мы поставим печь? Почему вы так решили? Где мы поставим стол? А где у нас будет стоять сундук? А кого мы на него посадим? А что у нас будут делать люди? Где и кому мы отведем место?
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Расскажите, что мы сегодня с вами делали?
Педагог: - Чему новому вы научились? Что вам понравилось?
Ответы детей.
Педагог: - Вам понравилось играть в этот дом? Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?
Ответы детей.
IV. Дальнейшая разработка темы
Педагог: - Ребята, у нас остались некоторые предмет, о которых мы ничего не знаем. С этими предметами мы познакомимся В следующий раз, когда вы опять придете на посиделки в русскую избу. А сейчас наша встреча подошла к концу, до свидания, до новых встреч!
Дети: - До свидания!