Людмила Кучумова
Вариативная часть образовательной программы «Север-мой край родной» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. В связи с этим мною разработан национально-региональный компонент «Север - мой край родной» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Публикация «Вариативная часть образовательной программы „Север-мой край родной“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Направленность: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов Крайнего Севера.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с северным краем отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Введение национально-регионального компонента имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения села, округа, но и исключительно важен для воспитания нового (молодого, современного) поколения северян, для которых Красноселькуп – Ямал – малая родина, это – уникальная часть севера России. Содержание охватывает круг деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет с учетом учебного плана ДОУ.
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи: Формировать умение чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала. Расширить знания детей о коренном населении (селькупы, ненцы, их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей. Развивать у старших дошкольников интерес к родному селу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего времени. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Основные направления работы
Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие; (беседы после чтения селькупских сказок, обобщающие беседы о селе Красноселькуп, о жизни селькупов; дидактические, сюжетно-ролевые игры; экскурсии к памятникам, посещение музея и «Дома Ремёсел»).
Познавательное развитие; (непосредственно-образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, проведение опытов, беседы, экскурсии в заповедник, в лес, к реке, дидактические игры).
Речевое развитие; (знакомство с произведениями народов Севера : пословицы, загадки, сказки, стихи, легенды).
Художественно-эстетическое развитие; (музыкальные произведения в соответствии с тематикой; развлечения, изодеятельность, рассматривание произведений живописи о природе по сезонам, выставки детского творчества).
Физическое развитие (народные подвижные игры).
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности :
Сентябрь. «Разноцветная земля».
Содержание. Расширить знания детей о родной стране России, о том, что это самая большая страна и Север - это самая крайняя её точка. Познакомить с историческим прошлым нашего района, его достопримечательностями. Воспитывать любовь и интерес к родной стране, к родному краю.
Октябрь. «Быт и нравы селькупов».
Содержание. Расширить знания детей о коренном населении (селькупы, ненцы, об их народных промыслах – оленеводство, рыболовство, охота. Познакомить детей с народным ремеслом – пошив национальной одежды и обуви и украшение её национальными орнаментами. Формировать навыки в изображении орнамента. Воспитывать уважение к коренному населению, их традициям и быту.
Ноябрь. «Дети Севера».
Содержание. Расширить представления детей о нашей стране. Развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя. Воспитывать у детей интерес к своей Родине, дружеские чувства к детям северных народов, желание больше узнать об их жизни.
Декабрь. «Посох Ямал Ири».
Содержание. Познакомить детей с национальным Дедом Морозом северных народов - Ямал Ири. Расширить представления о различии климатических условий Севера и Юга, о коренном населении (селькупы, ненцы, их образе жизни; об их жилище – чуме, о том, как они встречают Новый год. Активизировать словарь, познакомить с приветствием на селькупском языке
Январь. «Природные богатства нашего края».
Содержание. Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи. Объяснить, почему нефть называют «Чёрным золотом». Познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник. Познакомить с другими богатствами северного края : пушнина, рыба, древесина и др. Воспитывать уважение к людям труда.
Февраль. «Животные Крайнего Севера».
Содержание. Познакомить с «Красной книгой», закрепить и расширить знания о животных Севера, связать их проживание с природными условиями, воспитывать заботливое отношение к животному миру.
Март. «Северное сияние».
Содержание. Дать детям знание о необычном явлении природы – северном сиянии. Познакомить с произведением Ю. Шесталова «Северное сияние». Обогащать знания детей о климатических условиях и природе Севера. Развивать умение видеть и понимать красоту северной природы.
Апрель. «Селькупские мифы и сказки».
Содержание. Познакомить детей с истоками народного селькупского творчества: мифами, легендами. Знакомство с селькупской сказкой «Птичка и мышь».
Май. Итоговая викторина «Я знаю свой край»
Содержание. Способствовать формированию у детей активной позиции неравнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в жизни Красноселькупа, родного края, своей страны.
Итоги освоения содержания.
Достижения ребёнка (Что нас радует)
У ребёнка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
Ребёнок проявляет любознательность по отношению к родному краю, интерес к национальным традициям,, ребёнок обращает внимание на эстетическую среду села.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детском коллекционирование.
Ребё нок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.
Для ребёнка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
Не задаёт вопросов.
Без удовольствия отражает впечатления о своём селе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.