Светлана Шашута
Конспект занятия для детей раннего возраста «Сюжетно-ролевая игра «Строители»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для детей раннего возраста : Сюжетно ролевая игра «Строители»
Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры «Строители»
Задачи:
1. Развитие сюжета :
ознакомление детей с трудом строителей, формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;
Публикация «Конспект занятия для детей раннего возраста „Сюжетно-ролевая игра „Строители“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Строители. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
способствовать возникновению игры на разных этапах, развивать сюжет игры «Строители»;
побуждать отображать предметную действительность взрослых; отображать в игре взаимодействие, общение людей.
2. Развитие игры как деятельности:
формировать умение творчески развивать сюжет игры : придумывать несложный сюжет, выбирать (принимать) роль (строитель, шофер, грузчик, новосел, осуществлять взаимосвязанные действия;
совершенствовать предметные действия, в т. ч. с игрушками-заместителями, бросовым материалом;
совершенствовать ролевые высказывания, которые обозначают выполнение действий: обращение к себе, игрушке, партнеру; поддерживать краткие речевые беседы.
3. Формирование взаимоотношений:
воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу (строители кон-тактируют между собой, побуждать робких включаться в общую игру;
объединять детей в малые группы на основе личных симпатий;
индивидуальное и совместное решение игровых действий, помогать принимать игровые действия и задачи от сверстников.
4. Формирование самостоятельности и творчества:
способствовать самостоятельности в выборе игры и развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения, поощрять за самостоятельность при создании обстановки для игры и при подборе игровых атрибутов;
создавать условия для творчества в выборе предметов, способов игры.
Методика руководства игрой
1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение
реального опыта
Беседы о работе строителя, строительной технике, строительных
специальностях;
Встреча-беседа с папой-строителем;
Наблюдение за играми детей подготовительной группы, за работой строителей на строительной площадке;
Целевые прогулки по местам ближайшего окружения (рассматривание социально-значимых объектов);
Игра-занятие «У кукол новоселье» (постройка мебели, в т. ч. из бросового материала, коробочков);
Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют в кубики»;
рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросенка», фотоальбома «Наш город», фотографий из серии «Маленький строитель»;
Чтение стихов А. Барто «Маляр», Е. Тихеевой «Плотник», Б. Заходера «Строители», С. Маршака «Дом, который построил Джек». Чтение произведения С. Баруздина «Кто построил этот дом», рассказа К. Нефедова «Дом, какой он»;
Речевые «минутки» : загадки «Средь облаков на высоте…», «Варит он не борщ, не суп…» и др. на тему стройматериалов, техники, строительных профессий, частей дома; скороговорки, чистоговорки — «Ца-ца-ца-строительство крыльца, цо-цо-цо-красивое крыльцо». Рассказывание по плану «Я строю дом»; закрепление в речи названий объемных геометрических фигур (кубик, кирпичик, пирамидка, цилиндр);
Просмотр игровой презентации «Возьми кубики и кирпичи – новый домик получи», обучающего мультфильма «Лиса-строитель»;
Слушание: песен «Всем на свете нужен дом», «Песенка Мышонка-строителя», «Гимн строителей», аудио сказок «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка»;
Продуктивные виды деятельности: конструирование гаража, домика, дорожки, города; рисование на тему «Забор», «Мой дом», «Веселые до-мишки»; аппликация «Домики трех поросят»; лепка коллективная «Кирпичный дом».
2. Обогащение игрового опыта
Дидактические игры: «4-ый лишний», «Кому что нужно для работы», «Расставь по величине», «Забиваем гвоздик»;
Игровые упражнения «Построй такую же башню», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» (имитация трудовых действий) и другие игры – имитации («Красим стены»);
Строительно – конструктивные игры «Дома вокруг нас»;
Игры математического содержания «У кого больше кирпичей?», «Чей дом выше?», «В каком доме больше окон?»;
Разыгрывание сценок по сюжету сказки «Три поросенка» и другие театрализованные игры;
Использование детьми атрибутики (фартуки, каски, инструменты);
Строительство домов из различных видов конструктора, шалаша и пещеры из подручных материалов, на улице – из песка (замок, снега, бросового м-ла;
Обучающие игры:
Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя) : воспитатель в роли заказчика;
Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей) : воспитатель берет на себя роль бригадира (прораба, строителя, дети – строители;
Разыгрывание сюжета (действие направлено на игрушку) : дети и педагог в роли строителей, строят домик для зайки, будку для Шарика, теремок для всех зверей;
Разворачивание сюжета на основе краткого ролевого диалога: строитель-заказчик, шофер-грузчик…
3. Обогащение игровой среды
Атрибуты:
Внешние признаки: каска, рукавицы, передники;
Коробка, контейнер для хранения игрового оборудования,
Строительная техника, инструменты, конструкторы;
Копии, имитации строительных инструментов;
Предметы – заместители: коробки, стаканчики, скотч, дощечки, крышки, камешки, трубочки…;
Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители — воображаемые предметы;
Фотоальбомы, книги с четкими картинками, поделки (из спичек, картона, папка с детскими рисунками по теме.
Внесение новых атрибутов, игрушек: альбомы с картинками-постройками, фотоальбомы с видами объектов ближайшего окружения;
Изменение сюжетной ситуации (дедушка с бабушкой приехали из другого города жить с нами);
Привлечение детей к посильной помощи при изготовлении атрибутов игры;
Введение нового атрибутов проблемные ситуации (сломался Камаз, внесем грузовик);
Обыгрывание игрового материала педагогом (воспитатель подвозит самосвал к стройплощадке, разгружает его, имитирует поднятие тяжестей с помощью крана, привлечение ребят к помощи, комментариям.
4. Руководство в ходе самостоятельной игры ребенка
Педагог участвует в играх детей, содействует развитию замысла.
Помощь воспитателя детям в распределении ролей («Кто хочет быть строителем и построить дом для мишки? А кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы? Кто-то может помочь выбрать место для дома»); помощь в определении тематики игры для последующего самостоятельного избрания детьми ролей («У Насти новоселье, должны прийти гости», поощрение детей, которые самостоятельно берут на себя роли взрослых;
Вопросы наводящего характера: «Чего не хватает в нашем доме? Давайте посмотрим!»;
Обращения по ходу игры: «Где удобнее разгрузить кирпичи?», «Как проехать на стройплощадку?», «Когда дом будет готов?»;
Напоминания («Строители всегда работают в касках!»);
Похвала («Какой красивый дом вышел! В нем много окон – значит внутри будет светло и уютно»);
Создание ситуаций, требующих конструктивного решения (зайчик хочет научиться рисовать, а рядом с его лесом нет ни детсада, ни школы, а мама не отпускает сыночка ездить далеко);
Этюды для выражения эмоционального состояния: восхищение-дом вышел на славу, возмущение-дом не достроен, злость-строители не пришли на работу, грусть-жалко расставаться со старым домом, страх, обида-у дома обвалилась крыша, радость-празднуем новоселье;
Коммуникативные игры: спросить, как пройти к новому дому, поблагодарить строителей, рассказать о своих пожеланиях рабочим;
Личностно – ориентированный подход: включение в игровые действия в микро группах застенчивых, нерешительных детей.