Лилия Витальевна Мещерякова
Конспект занятия для детей подготовительной логопедической группы «Былины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Былины» (логопед, воспитатель, муз. работник, психолог)
Цель: знакомство дошкольников былинами
Задачи:
Образовательные:
закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;
расширять словарный запас детей
Воспитательные:
формировать и воспитывать патриотическую память;
воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Былины
- Былины. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивающие:
развивать внимание, память, мышление
Коррекционные:
Работа над связной речью,
формирование навыков словоизменения,
развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения,
развитие речевого чутья.
Дидактический материал: иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», предметные картинки с изображением богатырского снаряжения.
Предварительная работа:
чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко»;
рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульях. Звучат гусли.
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на честен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.
1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя…Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.
Какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? (Русь).
Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.
Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри). Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали песни-сказания.
Что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Кто является героями былин? (Героями былин являются богатыри, невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные силы врага, не страшит смерть).
Каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Садко.)
Какие пословицы и поговорки вы знаете?
(Богатырь умрёт, имя его останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля русская).
2. Логопед. Короткие совместные рассказы о богатырях с опорой на предварительную беседу по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Ребята, как называется эта картина? («Богатыри») Кто её автор? (В. М. Васнецов)
Расскажите про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
Илья Муромец в центре. Это самый старший и могучий богатырь. Он сидит на могучем вороном коне. Он держит руку над глазами и всматривается вдаль. На правой руке у него висит булава. Слева – щит. Впереди – длинное копьё. Из-за спины виден колчан со стрелами. На богатыре кольчуга, шлем.
У Добрыни Никитича белый конь, не такой большой как у старшего товарища. На Добрыне также кольчуга и шлем. В правой руке он держит меч, вытянув его наполовину из ножен, как будто готов вступить в бой. Левой рукой придерживает щит.
Алёша Попович самый младший. Меч у него прикреплён сбоку. Из-за спины виден колчан со стрелами. Левой рукой он придерживает лук с наложенной стрелой. К седлу прикреплены гусли.
Каким богатырём вы хотели бы себя представить? Почему? Представьте себе, что богатыри сейчас заговорят. Придумайте, что они скажут.
3. Динамическая пауза
(выполняются движения в соответствии со словами)
Дружно встанем — раз, два, три
— Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Крепко мы расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо —
Получается на славу.
Возможно под «Богатырскую силу» Пахмутовой
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
4. Развитие навыка сравнения и обобщения.
Сравнить богатырей из былин и из мультфильмов
Илья Муромец
Сильный, храбрый, любит свою родину, хороший товарищ, самый старший и могучий
Очень серьёзный, суровый, Более открытый,
старше, чем в м/ф, дружелюбный.
долго не мог ходить.
Добрыня
Сильный, отважный, решительный, любит свою родину, хороший товарищ,
Серьёзный, суровый Более открытый,
старше, чем в м/ф. весёлый.
Алёша
Самый младший, смелый, весёлый
Не смешной, более опасный, Простодушный,
Умеет петь и играть на гуслях. безхитростный.
Вывод:
Богатыри…защитники Родины. Сейчас нашу Родину защищает…армия. На каких богатырей похожи современные бойцы? (на богатырей из былин)
5. Работа над грамматическим строем речи.
а) согласование числительных и существительных.
Представьте себе, что вы отряд богатырей. Сколько вас? Сколько вам нужно доспехов и оружия?
Нам нужно три, пять (перечисляют снаряжение)
б) варианты словообразования.
Послушайте предложения.
Своим нападением враги ошеломили жителей города. Мы узнали новости, которые нас ошеломили.
Какое слово повторяется в обоих предложениях? (ошеломили). Вспомните доспехи богатырей, название какого доспеха похоже на это слово? (шлем). Когда-то давно говорили «шелом». Если по нему несли удар, как себя чувствует человек? (кружится голова, ничего не понимает). Слово «ошеломить» было связано с боевыми действиями. Постепенно его стали употреблять, говоря о чём-то неожиданном для человека.
Педагог помогает детям придумать примеры (победа в соревнованиях, подарок и др.)
6. Развитие фонематического слуха.
На доске крупный рисунок гуслей.
«Вспомните слова, которые вы сегодня узнали. Мы распределим их на гуслях. Короткие слова к коротким струнам, длинные – к длинным». Педагог показывает на струны, начиная с самой короткой, дети называют слова (лук, меч, щит, шлем, копьё, колчан, стрела, кольчуга, булава, былина, сказитель, снаряжение).
7. Вывод.
Предварительная беседа.
Кто стоит в центре? (Илья Муромец).
Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Конь у него вороной.
Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович).
Он самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)
В былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума, хитрости.
Какое оружие у них?
Лук, стрелы, меч, копьё, булава
Какие доспехи на богатырях?
Кольчуга, шлем, щит.
Богатырей мы видим всех вместе, они дружны и надёжны.