Елена Клевцова
Конспект деловой игры по теме «Речевое развитие дошкольников»
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
1. Актуализировать знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников;
2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;
Публикация «Конспект деловой игры по теме „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников;
4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания, развивать творческую активность участников.
Ход игры.
I. Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Я приглашаю Вас на деловую игру.
Но прежде, чем приступить, давайте с вами вспомним, что подразумевает словосочетание «развитие речи».
Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете.
(Воспитателям необходимо быстро односложно отвечать на вопросы ведущего.)
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
Подробнее хотелось бы остановиться на оснащении группы, а именно речь пойдёт о развивающих играх.
Зачастую, подбор развивающих игр по развитию речи происходит по принципу «опиши картинку» или «ответь на вопрос», таким образом, подобные игры очень сложно использовать при работе с детьми, не имеющими достаточных речевых навыков.
Составлять описательные рассказы, пусть даже по картинкам, не всегда бывает легко даже школьникам. Перед нами встаёт задача по поиску подходящих пособий для детей, которые только начинают приобретать речевой навык.
Как вы думаете, какие пособия могут нам пригодиться при работе с такими детьми? (Яркие красочные пособия, с которыми дети могли бы манипулировать, потому, что в противном случае, могут быстро потерять интерес)
II. Практический этап
Задание № 1
Как нам всем хорошо известно, что каждому речевому занятию предшествует артикуляционная гимнастика. Поэтому первое, чем мы с вами сейчас займёмся – это подготовим наш артикуляционный аппарат к работе. Для этих целей я использую данное пособие, с его помощью детям легко и весело выполнять все упражнения. Я буду показывать вам персонажа, а вы должны правильно распознать упражнение и повторить его.
Задание № 2
Итак, вашему вниманию предлагаю пособия, которые, на мой взгляд, наиболее соответствуют вышеперечисленным требованиям.
(Перед каждым участником лежит по одному псобию. Необходимо предложить варианты использования игры и определить цель игры. Ведущий выслушивает ответы участников игры и попутно дает комментарий к каждой игре).
Как вы думаете, каких целей поможет нам достичь данное пособие?
«Лицо». Ни для кого не секрет, что неговорящие дети выстраивают общение и выражают свои эмоции посредством мимики и жестов. Данное пособие поможет нам познакомить детей с эмоциями, также его можно использовать для тренировки мимики.
Как вы думаете, каких целей поможет нам достичь данное пособие?
«Чьи ушки». Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Поэтому очень важно в работе использовать пособия с мелкими деталями (мозаика, пазлы, лего и различного рода конструкторы, но, более комплексное воздействие оказывают такие пособия, которые можно озвучивать. В этом пособии детям предлагается правильно подобрать уши животным, а затем озвучить их голос.
Как вы думаете, каких целей поможет нам достичь данное пособие?
«Одень мальчика по сезону». Данное пособие помогает нам в работе по формированию целостной картины окружающей среды, закреплять времена года, правильно по сезону подбирать одежду, нельзя не отметить то, что при помощи этого пособия мы также работаем с развитием мелкой моторики пальцев рук.
Как вы думаете, каких целей поможет нам достичь данное пособие?
«Огород». При помощи данного пособия мы можем вести работу с мелкой моторикой, закреплять цвета, также пополняем лексический словарь детей по теме «овощи».
Как вы думаете, каких целей поможет нам достичь данное пособие?
«Трактор». Использование данного пособия помогает нам работать как с «говорящими» детками, так и с «неговоряшками», потому что действия можно озвучивать междометиями.
Задание №3
Я вам хочу предложить поиграть с пособием «Животные». Как вы думаете, каких целей поможет нам достичь данное пособие?
Данное пособие помогает развитию зрительного восприятия, пополнению лексического словаря по темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Экзотические животные», «Обитатели моря».
Вам необходимо разместить животных на полянке и озвучить их голоса. (Участники выполняют задания по инструкции).
Отлично! Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что обучение выстраивается по принципу усложнения, как вы думаете, как можно усложнить? (Добавить контуры, таким образом, игра станет интереснее и сложнее).
Аналогичные задачи нам помогут решить пособия «Разложи по цвету», «Собери пирамиду», «Собери ксилофон». (Демонстрирует перечисленные пособия).
Вышеперечисленные пособия помогают нам запустить речь, но перед нами, как перед педагогами, стоит задача не только «разговорить» детей, но и наполнить активный и пассивный словарь, придать речи эмоциональный окрас, научить детей грамотно выстраивать предложения.
Задание № 4
Как вы думаете, можно ли использовать те же пособия, которые мы использовали с вами при запуске речи? (Нет, потому что теряется принцип усложнения).
Совершенно, верно, как только мы с вами замечаем, что нам удалось вызвать интерес к говорению, что с вышеперечисленными играми дети легко справляются, мы обращаем своё внимание на следующую серию игр «Игр для развития компонентов речи».
После того, когда речь запущена, мы с вами начинаем работу по развитию всех компонентов речи.
Первое на что мы обращаем внимание – это слоговая структура слова. Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А. К. Марковой).
Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов: ( сделать задание: распределить слова по категориям)
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д. ,
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т. д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т. д.)
4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.)
Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?.).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
дыня кофе вата мыло вода муха 1
лопата собака кубики сапоги кабина панама 2
мак лук мяч кит лес жук 3
лимон веник паук банан огонь пакет 4
банка юбка письмо ветка буквы утка 5
кантик плитка компот бантик лесник лейка 6
колобок самолет помидор чемодан бегемот петушок 7
яблоко шахматы колбаса конфеты кукушка гантели 8
панамка пуговка банкетка купальник пипетка комната 9
матрешка избушка игрушка Незнайка винтовка лампочка 10
флаг хлеб гном шкаф знак дно 11
гнуть ткать ткань клин тля фарш 12
звезда штанга гнездо спички птенцы флажки 13
пианино ежевика кукуруза Буратино раковина пуговица 14
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Уважаемые коллеги, перед вами некоторое количество карточек со словами, я вам предлагаю определить, к какому типу слоговой структуры они относятся, и разложить их в соответствии с их типом.
Задание № 5
Следующее пособие «Части предметов». Детям необходимо правильно называть и располагать части предметов.
«Глагольный словарь». При помощи данного пособия мы с вами можем вести работу по наполнению глагольного словаря.
«Обобщения». Очень часто у детей вызывает затруднения назвать одним словом, т. е. обобщить предметы и объекты. На помощь приходит данное пособие, где детям необходимо назвать одним словом данные предметы. Как усложнение можем добавить коробочку с дополнительными картинками и попросить детей распределить их по обобщённым группам.
- Посмотрите на эти пособия и скажите, на развитие каких навыков они направлены? (На развитие использования предложно-падежных конструкций, развитие следующих речевых навыков : нахождения антонимов, образования уменьшительно-ласкательной формы существительных, образования существительных во множественном числе, согласования существительных с числительными, образования названий детёнышей животных, определения рода существительных, согласования прилагательных с существительными, образования притяжательных прилагательных, образования относительных прилагательных, составления рассказа по картинкам и, как итог, развитие связной речи).
Задание № 6
Развитие грамотно выстроенной и согласованной связной речи трудоёмкий и довольно сложный процесс, на который следует уделить максимально пристальное внимание. Огромную помощь в данной работе нам оказывает наглядный материал.
Вашему вниманию я предлагаю фразовый конструктор. Начинаем работу с коротких словосочетаний. Ребёнку необходимо поместить картинку и проговорить всю фразу.
Далее, следуя принципу усложнения, мы увеличиваем количество слов во фразе.
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, как можно ещё усложнить данное пособие, чтобы дети не теряли к нему интереса? (Можно дать детям возможность выбирать персонажа и действие самостоятельно, можно также использовать более сложные слова по типу слоговой структуры)
Далее мы можем предложить детям по картинкам называть задуманную нами фразу, а также предложить пустой шаблон, по которому они смогут выстраивать довольно сложные фразы и предложения, используя различные знания и навыки.
III. Подведение итогов
Таким образом, уважаемые коллеги, мы с вами сегодня выстроили логическую последовательность развития речевых навыков дошкольников, от звука к предложению, (от младшего до старшего дошкольного возраста) с использованием развивающих игр.
Как ещё можно использовать данные пособия? (Данные пособия можно использовать не только в речевом развитии, но и в познавательном и предметно-социальном развитии) Где их можно приобрести? (Похожие пособия можно изготовить самостоятельно, для этого необходимо только желание, доступный уровень владения средствами цифровых технологий, фантазия и творческий подход).
VI. Рефлексия
Ну что ж, уважаемые коллеги, пришло время подвести итог нашей сегодняшней встречи. Вы, наверное, обратили внимание, что за каждое выполненное задание вы получали такой смайлик. Сейчас, я вас попрошу поместить свой смайлик в одну из клеток на этом поле, если вы считаете, что недаром потратили время, что материал был доступным и интересным, а данного вида пособия вы хотели бы иметь в своём арсенале.
Большое спасибо за внимание, желаю творческих успехов в нашем деле.