Юлия Школьная
Конспект деловой игры «Заочное путешествие в кафе» по столовому этикету и сервировке стола
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Столовый этикет. Сервировка стола.
Воспитательная технология: парное, индивидуальное.
Форма: Заочное путешествие в кафе
Цель: Формирование у обучающихся умений правильного поведения за столом во время еды, умений пользования столовыми приборами.
Задачи: Учащиеся 1-4 кл.
Участники: Дети, учителя.
Место проведения: класс
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения новой задачи;
Публикация «Конспект деловой игры „Заочное путешествие в кафе“ по столовому этикету и сервировке стола» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сервировка стола
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- самооценка своей деятельности и других;
- уважительное отношение к иному мнению;
- прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- умение оценивать свои и чужие достижения при выполнении заданий урока (самооценка, взаимооценка);
- умение контролировать и оценивать учебные действия.
ПУУД:
- умение ориентироваться в системе знаний;
- развитие интереса к интеллектуальной деятельности посредством ИКТ;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
КУУД:
- умение доносить свою позицию до других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
- умение слышать и слушать собеседника;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Материалы и оборудование: Проектор, электронная презентация, раздаточный материал: тарелка, нож, вилка, памятка.
Организационный.
Организационно-педагогическая задача: формировать у обучающихся представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Личностные:
- уважительное отношение к иному мнению;
Метапредметные:
РУУД:
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
ПУУД:
- умение ориентироваться в системе знаний;
КУУД:
- умение слышать и слушать собеседника; Сегодня наш урок проходит в необычной обстановке. Мы с вами находимся в кафе. Все вместе мы поговорим на важную для каждого из нас тему.
Индивидуальный 1 мин,
Проектор, электронная презентация
Мотивационно - целевой.
Организационно-педагогическая задача: формировать у обучающихся представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения новой задачи;
- уважительное отношение к иному мнению;
- прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
ПУУД:
- умение ориентироваться в системе знаний;
- развитие интереса к интеллектуальной деятельности посредством ИКТ;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
КУУД:
- умение доносить свою позицию до других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
- умение слышать и слушать собеседника;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня идет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».
Дети читают стихотворение
1-й ученик: Учит крошку – людоеда
Папа людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
2-й ученик: И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про вас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева –
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.
Это твердо изучи.
Ну, а где же ложка?
И на папку не рычи.
Повторяю, крошка:
Что в тарелке не лежит –
Яд или отрава -
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть –
Чтобы быть упитанным,
Чтобы быть воспитанным!
Хотя стихотворение и шуточное. Но я думаю, вы поняли, о чём пойдет речь
О чем же пойдет речь?
(о вежливости и культуре поведения за столом) Индивидуальное, участвуют в представлении 3 мин,
Проектор, электронная презентация, карточки со стихотворением.
Деятельностный.
Жизненно-практическая задача: расширить у обучающихся представление о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде, правилах сервировки праздничного стола.
Воспитательная задача: формировать у обучающихся коммуникативные умения через парную работу;
Организационно-педагогическая задача: формировать у обучающихся представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения новой задачи;
- самооценка своей деятельности и других;
- уважительное отношение к иному мнению;
- прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- умение оценивать свои и чужие достижения при выполнении заданий урока (самооценка, взаимооценка);
- умение контролировать и оценивать учебные действия.
ПУУД:
- умение ориентироваться в системе знаний;
- развитие интереса к интеллектуальной деятельности посредством ИКТ;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
КУУД:
- умение доносить свою позицию до других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
- умение слышать и слушать собеседника;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Стремление вести себя прилично за столом, как доказано, уходит вглубь тысячелетий истории человечества. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.
Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Памятник древнескандинавской этической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.
За нарушение этикета назначались штрафы.
В XI – XIII веках высшим проявление изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами, выдвигали им стул, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.
Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине или девушке – сохранилось до наших дней.
(упражнение)
На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисление некоторых требуемых от них правил поведения («этикетки»).
От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вышедшее впоследствии в языки многих стран.
Что же такое этикет?
Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Этикет – общепринятый порядок поведения.
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля – солнца»! Но все, же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые даже из древней истории.
Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.
Так какие же правила мы должны знать прежде, чем сесть за стол?
(перечисляют правила)
Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки…
(учитель читает, дети выполняют)
• Сев за стол, выпрямитесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение – чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.
• Не кладите локти на стол – это не прилично : на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.
• Привыкнете к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.
• За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы можете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.
• Не наполняйте рот большим количеством пищи – так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.
• Как бы вы не были голодны, и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.
• Если вы запиваете еду каким-либо напитком – соком или газированной едой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.
• Колбасу и сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.
• Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом столе стола. Не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.
• Не прилично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.
• Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.
• Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки.
• Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.
• Варенье и мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь, потом начинайте пробовать.
• Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.
• Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.
• После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.
• За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.
• Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.
• Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но, не в коем случае, не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.
• Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.
• Ложку всегда держим в правой руке – она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.
• Нож всегда держим в правой руке, вилку – в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.
Ребята, а для чего нужно выполнять правила поведения за столом.
1) Чтобы не навредить своему здоровью.
2) Чтобы не выглядеть смешным.
3) Чтобы не испачкать одежду.
4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.
5) Чтобы не мешать другим во время еды.
6) Экономия продуктов питания.
Вывод: правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.
Ребята! А что вы знаете о сервировке стола?
1. Накрываем стол скатертью.
2. Расставляем тарелки.
3. Раскладываем столовые приборы.
4. Раскладываем салфетки.
А какие предметы мы для этого используем?
Ответы детей:
(тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти)
Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда.
Таким образом, для сервировки стола нам необходимы :
Тарелки
Для завтрака нужны несколько видов тарелок. Закусочные – предназначены холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т. д. Пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, бутербродов, конфитюра и т. д. Если в меню входит каша, то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.
Столовые приборы – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка.
Чашку с блюдцем называют необычно – чайной парой.
Необходимый предмет на каждом столе – это набор для специй и приправ.
А какие специи могут быть на столе?
Предположительные ответы детей:
(Соль, красный перец, черный перец)
Молодцы. Правильно. К приправам относятся – уксус, горчица, хрен и т. д.
А для сервировки стола, кроме этих предметов, еще необходимы:
Скатерть
Любой стол украсит скатерть – она придаст уют, будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день.
Форма скатерти зависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной. Скатерти бывают из хлопка, льна, современных синтетических материалов.
Салфетки – неотъемлемая часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены. Без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.
(игра Как пользоваться салфеткой)
И конечно, ваза с цветами, которая будет радовать вас в любое время года. Стол можно оформить любыми цветами – как живыми, так и искусственными, красивыми веточками, листьями, а также гирляндами из цветов
А сейчас я предлагаю немного поиграть, мы с вами разделились на пары. Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки.
(игра)
Какие красивые столы у нас получились.
Постарайтесь сами выглядеть хорошо за этими столами.
(Парное, индивидуальное 25 мин)
Проектор, электронная презентация, салфетки, раздаточный материал
Кульминационный.
Организационно-педагогическая задача: формировать у обучающихся представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Личностные:
- самооценка своей деятельности и других;
- уважительное отношение к иному мнению;
- прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- умение оценивать свои и чужие достижения при выполнении заданий урока (самооценка, взаимооценка);
- умение контролировать и оценивать учебные действия.
ПУУД:
- умение ориентироваться в системе знаний;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
КУУД:
- умение доносить свою позицию до других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
- умение слышать и слушать собеседника;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. А теперь в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», и расскажут их вместе со мной наши ребята.
Чтение с детьми стихотворения Мухаммади Куддуса.
Для тебя я, друг, составил
Десять очень нужных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
1-й ученик: Как проснулся – так вставай:
Лени воли не давай!
2-й ученик: Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
3-й ученик: Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
4-й ученик: Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой, проверь!
5-й ученик: В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – подбери!
6-й ученик: Не таскай в кармане мела, -
Это, милый мой, не дело!
7-й ученик: Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен!
8-й ученик: Дома близким не груби,
Малышей жалей, люби!
9-й ученик: Знай: хорошие отметки –
Как плоды в саду на ветке!
10-й ученик: Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Хочу подарить вам памятки о нашем с вами занятии. 7 мин,
Памятки, карточки со стихотворением
Итоговый.
Жизненно-практическая задача: расширить у обучающихся представление о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде, правилах сервировки праздничного стола.
Организационно-педагогическая задача: формировать у обучающихся представление о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Личностные:
- самооценка своей деятельности и других;
Метапредметные:
РУУД:
- умение оценивать свои и чужие достижения при выполнении заданий урока (самооценка, взаимооценка);
- умение контролировать и оценивать учебные действия.
ПУУД:
- умение ориентироваться в системе знаний;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
КУУД:
- умение доносить свою позицию до других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
- умение слышать и слушать собеседника;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. (игра на закрепление)
Как вы поступите, если какое-либо приглянувшееся вам блюдо находится далеко от вас? (попросить соседа подать его).
Чем нужно брать пищу из блюда? (столовыми приборами).
Что делать, если вам предложили попробовать незнакомое кушанье? (есть его).
Понравилось ли вам занятие?
Что нового вы узнали?
Что было для вас удивительным?
Чему научились?
Спасибо