Лиджиева Елена
Конспект дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
ЗАДАЧИ:
1) Обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия. Подбирать слова действия, слова признаки, слова антонимы.
2) Развивать связную речь, общую и мелкую моторику.
3) Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков.
4) Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.
5) Развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание.
Публикация «Конспект дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6) Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи
7) Воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений. Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.
8) Прививать здоровье сберегающие навыки.
Демонстрационный материал:
Изображение весенних и зимних пейзажей.
Картинки: солнца, тучки, медведя в берлоге, зашумленные картинки. Игрушки: медвежонок, мячик.
Музыкальное сопровождение: шум ветра, весенняя капель.
Раздаточный материал: счетные палочки, прищепки, тыквенные семена.
I. Организационный момент:
Дефектолог : «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Дефектолог : Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Весной)
Дефектолог : Ребята, а вы знаете, какое время года наступило? (весна) Правильно, зима закончилась совсем недавно, а весна только наступила.
(Звуки сильного ветра).
Дефектолог : Ребята, посмотрите на доску, тут развешены картинки, но подул сильный ветер и все картинки перемешал, давайте уберем зимние картинки и оставим только весенние.
Ответы детей (дефектолог помогает отвечать детям не односложным ответом)
• Эту картинку нужно убрать, потому что много снега - это зима.
• Эту картинку нужно убрать, на этой картинке зима, потому что дети тепло одеты и кормят птиц.
Дефектолог : Ребята, почему вы оставили эти картинки?
Ответы детей (дефектолог помогает отвечать детям не односложным ответом)
• На этой картинке весна, потому что тает снег и текут ручьи. Снег на картинке есть, но его мало.
• На этой картинке весна, потому что ярко светит солнце, текут ручьи и возвращаются птицы.
Дефектолог : Молодцы, справились с заданием!
Ребята, а как вы думаете, почему тает снег?
С чего начинается весна?
Без чего весна не наступит? (солнышко)
Дефектолог : Весной солнышко светит намного сильнее, чем зимой и день становится длиннее.
Посмотрите на мольберт, снежная тучка спрятала солнышко, и оно не может пробить свои лучики на землю. Давайте поможем солнышку!
Игровое упражнение «сделай солнышко».
Дети выкладывают солнце из палочек и круга.
Из тыквенных семян.
Из прищепок и круга.
Дефектолог : Молодцы, какие прекрасные солнышки у вас получились, какие веселые и ровненькие лучики! Да и солнышко мы разбудили, давайте с ним поиграем!
Самомассаж «солнышко». (дети повторяют слова и движения за пед.)
Солнца лучик золотой
Протянуло нам с тобой, (руки вперед)
Носики подставили (гладят носик)
Щечки все поджарили (гладят щечки)
Зажмурили глазки и оказались в сказке!
Открывайте глазки….
Дефектолог : Ребята, солнышко растопило снег и с крыш закапало. Посмотрите на картинку, сколько сосулек тут висит. Ребята, а когда солнышко пригревает, что происходит с сосульками? (Ответ детей)
-Давайте послушаем весеннюю капель. (Звучит музыка весенней капели).
-Какие чудесные звуки, что же капает, (капли, талый снег, сосульки, от куда берутся сосульки (снег тает, превращается в воду, ночью становится холодно, вода замерзает).
Дефектолог : Ребята, а сосульки можно брать в рот? Почему? (вода грязная, можно заболеть). Можно под ними стоять? (нет, сосульки могут упасть и стукнуть)
Дефектолог : Ребята давайте немного с вами погуляем, но сначала оденемся. Физкультминутка: «Идем на прогулку»
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки –
Готовы для прогулки!
Посмотрите у нас на пути ручейки.
-Снег тает, сосульки капают, и образуются ручейки, но нам они не страшны ведь мы надели резиновые сапожки! Давайте пройдем по ручейкам! (дети проходят по импровизированным ручейкам).
• Коля пройди по широкому ручейку.
• Вероника пройди по длинному ручейку.
• Андрей перепрыгни короткий ручеек.
• Коля пройди по узкому ручейку.
Дефектолог : Молодцы ребята, вы справились, теперь вернемся в «садик» (к столу) и посмотрим, что мы еще с вами будем делать. Давайте снимем верхнюю одежду и подойдем к столу, где поиграем в игру «найди лишнее».
(Дети находят лишний признак, обводят в кружок, объясняют почему).
• Сосулька, веточка с почкой, снежинка.
• Лужа, ручеек, санки.
• Снеговик, проталина с цветочком, солнышко.
Дефектолог : Молодцы, справились с заданием.
Пригрело солнышко весной, закапали капели.
В лесу проснулись муравьи и бурые медведи…
- Ребята, смотрите, (показывает иллюстрацию) что это под елочкой? (берлога)
А кто там спит? (медведь)
А почему он спит? (потому что зимой все медведи спят)
- Но ведь наступила весна, медведю пора просыпаться, давайте его разбудим!
Игра "кричалка".
• Крикнем все ему ау, а в ответ услышим у-у-у! Повторите громко.
• Скажем все иди сюда, он ответит а-а-а! Повторите тихим голосом.
• Крикнем мишенька ты где? Отвечает он бе-бе-бе! Повторите шепотом.
• Просыпайся, хватит спать, отвечает он ать-ать-ать! Повторите громко.
• Мишка с нами поиграй, а в ответ мы слышим ай-ай-ай! Повторите как я с выражением.
Ребята посмотрите, проснулся медведь? (нет, он спит)
Давайте выполним еще одно задание, может он проснется.
Упражнение «зашумленные картинки» (дети находят на картинке медведя и закрашивают его).
Дефектолог : Посмотрите, ребята медведь проснулся. (Пауза, достается игрушка медведь и садится на стол) Давайте с мишкой поиграем в мячик.
Упражнение слова антонимы. (Пед. бросает мяч, ребенок называет слова антонимы, бросает мяч обратно).
*Зима ушла, а весна (пришла).
*Зима холодная, а весна (теплая).
*Зимой день короткий, а весной (длинный).
Дефектолог : А еще мишка хочет задать вам хитрые вопросы, давайте на них ответим…
• Набухают листочки или почки?
• Порхают птички или лисички?
• Тает снежинка или слезинка?
• Журчат ручьи или грачи?
• Прилетают насекомые или птицы?
-Какие вы у меня, молодцы, и с этим заданием справились! Мишка очень доволен и хочет подарить вам подарки. (Детям наклеиваются наклейки на одежду.)
- Мишке пора домой, давайте с ним попрощаемся. (Ребята прощаются с медведем)
Дефектолог : Ребята, вам понравилось наше занятие?
• А что больше всего? (Ответы детей)
• Какие весенние приметы вы запомнили? (Ответы детей)
Дефектолог : Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного, но пришло время прощаться, прейдя в группу, расскажите своим друзьям, что вы сегодня узнали и делали на занятии. До свидания.