Елена Симонова
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями. Весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Наблюдение за сезонными изменениями. Весеннее пробуждение природы
Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.
Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура.
Цель:формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
-закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект целевой прогулки „Наблюдение за сезонными изменениями, Весеннее пробуждение природы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать связную речь;
-расширять словарный запас детей: сокодвижение, проталины;
- развивать логическое мышление
-развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения
поставленных целей.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.
Словарная работа: Сокодвижение, проталины.
Ход целевой прогулки:
Беседа – наблюдение.
-Ребята, мы идём на прогулку. Послушайте стихотворение:
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки - кружева
Первые ПРОТАЛИНЫ,
Первая трава.
-О каком времени года говориться?
-А что происходит весной в природе? (Ответы детей по тексту.)
-Много радости весна дарит детям.
-А какие это радости? (Тепло весной, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки.)
-Весна приносит не только радость, но бывают и неприятности
На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде.
На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей.
Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.
-Как надо одеваться весной? (Ответы детей)
-Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада, полюбуемся красотой весенней природы, послушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц.
-Чем пахнет весна? (Предположения детей.)
-Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Они проснулись. На деревьях и кустарниках почки раскрылись ярко-зелеными молодыми листочками, зазеленели травы.)
-Кто же их разбудил? (Теплое солнце растопило снег и лед.)
-Во что они превратились? (Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы и они зазеленели.)
-Почему воду назвали такой? Как вы думаете? (Предположения детей.)
-Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?
-Попробуем отыскать березу. Красивое дерево береза – символ России, про нее сочиняют стихи, пишут песни, послушайте стихотворение:
Береза, моя березонька
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька
Стоишь ты, кудрявая
Посередь долинушки;
На тебе березонька
Листья зеленые
Под тобой березонька
Трава шелковая.
-Подарим березке хоровод? (Дети водят хоровод вокруг березы «Во поле береза стояла».)
-Из каких частей состоит береза? (Корни, ствол, ветки, на ветках почки.)
-Какого цвета кора, погладим рукой, какая она? (Гладкая).
-Какую пользу приносит? (Березовый сок, летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух. За деревьями надо ухаживать, нельзя ломать ветки.)
-Если удастся, то можно увидеть, как плачет береза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы (активизация словаря – СОКОДВИЖЕНИЕ) Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Но брать его у березы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большое, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной или пластилином.
-Верно! Деревья - это дом для птиц.
-Идем на спортивный участок. Поиграем в игру.
Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Цель: Развивать быстроту, ловкость, реакцию.
Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
—Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
-В небе, ребята, не только птиц можно увидеть, а что еще? (Ночью - луну, звезды; днем - облака, солнце.)
-Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.
-Какая она?
-Где трава появилась, а где еще нет? (Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла.)
-Почему, как вы думаете? (Предположения детей.)
-Смотрите, вдоль дороги растет трава с выпуклыми круглыми листочками.
-Что это? (Подорожник.)
-Как выдумаете, почему его так назвали? (Предположения детей.)
-Его листья прижаты к земле. Что прячется под ним? Посмотрим. (Подорожник не дает солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает влагу для своих корней.) Но вот подорожник поднял листочки.
-Как вы думаете, почему? (Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник – растение доктор.)
-Кого мы видели под цветками наших деревьев? (Пчелы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладким запахом. Летят они лакомиться сладким соком.)
Малой подвижности игра «Бабочки»
Дети изображают бабочек, «легко» летают по участку, и, затем, «садятся» на цветы (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
-Природа пробудилась от зимнего сна.
-Что делаете вы, когда просыпаетесь? (Умываетесь. Земля и растения тоже хотят умыться.)
-Но как? (Они ждут теплого весеннего дождя, он все вымоет и напоит всех.)
-У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)
-По лужам можно ходить? (Нет.)
-Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)
(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)
Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми о проведённой целевой прогулке, разделить детские впечатления, высказать своё мнение.