Екатерина Смирнова
Конспект беседы в группе раннего возраста «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фолькло-ра, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. Позна-комить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, сундук, одежда). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к исто-рии русского народа и его традициям.
Публикация «Конспект беседы в группе раннего возраста „Русская изба“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы и оборудование: русский народный костюм (иллюстрация, запись русских народных песен.
Ход беседы:
Звучит музыка. Воспитатель входит в группу с куклой одетой в русский народный ко-стюм.
Кукла:
Я пришла к вам в гости, дорогие,
Ах, все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
Хочу пригласить вас ко мне в гости…
Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуй-те. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Как вы думаете это пожелание доброе или злое?
Дети: Доброе!
Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, при-ветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.
Воспитатель: Дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хоти-те посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
Дети: Хотим.
Кукла: Я приглашаю вас к себе в гости. (Дети проходят в мини-музей)
Живу я в старинной избе
Дети, а вы знаете, что такое изба? Из чего избу строят!
Дети: Дом. Из дерева
Воспитатель: Это дом, построенный из дерева.
В избе есть горница. Так раньше называли комнату.
Что вы видите?
Дети: Стол. Лавочка. Посуда. Печь. Скатерть.
Кукла: Посмотрите, в моей горнице все деревянное: стол, лавки, посуда (воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, скамейки для сиде-ния за столом.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, расска-зывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служи-ла источником тепла и света.
Даже загадка есть: «Чего из избы не вытащишь?».
Дети: Печь.
Воспитатель: Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печ-ник. Потому что, печь в избе самая главная. В ней готовили еду, и она давала тепло.
Воспитатель: Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Эх, гори, гори ясно!
Воспитатель: Теперь, дети, я предлагаю Вам поиграть в старинную игру. Называется игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки вниз)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Воспитатель обращает внимание детей на стол.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что стоит на столе?
Дети: посуда.
Воспитатель: Это посуда, которой пользовались люди в старину. Она сделана из де-рева и глины.
Вот бочонок - в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Лож-ки, тоже сделаны из дерева.
Воспитатель: Как их назвать?
Дети: деревянные
Воспитатель: Правильно ложки деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду (воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки)
Дети, посмотрите какая необычная дорожка.
Вот такие половицы,
Ткали раньше мастерицы,
А станок им помогал,
Тяжелый труд он облегчал.
(дети рассматривают дорожку и рассматривают станок (иллюстрация)
Посмотрите, а какая красивая одежда раньше была (показ иллюстраций, кукол). Это рубаха, сарафан и кокошник. (рассматриваем одежду)
Воспитатель: Раньше не было шкафов, комодов как сейчас, раньше одежду хозяйки хранили в сундуке. (Рассматривают сундук).
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)
(Воспитатель обращает внимание детей на Самовар)
А к чаю всегда подавали что?
Дети: Угощенья.
Воспитатель: Правильно! Баранки.
Рефлексия:
Кукла: Понравилось вам наше путешествие?
Как называется дом, в котором жили раньше люди? (изба)
Как называется комната, в которой принимали гостей, если принимала? (горница)
Что было самым главным в избе? (печь)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.