Юлия Федосеева
Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Игорь Григорьев – явление уникальное в нашем литературном мире. Если говорить о его творчестве, то у поэта было две основные темы: любовь к родной земле и душа, опалённая войной. Эти темы, затронутые поэтом в своих стихотворениях, актуальны и в наши дни. Это поэзия навсегда. В ней – боль души человека, размышления о жизни, о вечном, о природе, о Родине. Поэтому в рамках V Международной акции «Читаем Григорьева вместе» я решила познакомить своих воспитанников подготовительной к школе группы с творчеством и жизнью поэта.
Публикация «Конспект беседы „Русский воин, Русский поэт, Русский человек — Игорь Григорьев“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством поэта - Игоря Николаевича Григорьева.
Задачи:
- выделить основные этапы жизненного пути И. Н. Григорьева;
-проследить, какие темы раскрывал поэт в своих стихотворениях;
- узнать о чертах характера И. Н. Григорьева и о его взаимоотношениях с другими людьми;
-продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания;
- приобщить детей к красоте родного слова;
-воспитать положительное отношение к книге.
Ход беседы:
-Ребята, вы сейчас находитесь в старшем дошкольном возрасте, это не только счастливое время, но и очень ответственный период в становлении человека. Это возраст активного действия, из беспечного ребёнка вы превращаетесь в самостоятельную личность, начинаете думать, ставить вопросы и требовать на них ответы. Для вашего дальнейшего развития вам необходимо познакомиться с творчеством писателей и поэтов. С творчеством некоторых из них вы уже знакомы. - Ребята, давайте вспомним, с какими из них мы познакомились.
- Ответы детей.
- Верно ребята, совсем недавно вы познакомились с творчеством С. Маршака, участвуя в творческом конкурсе. https://youtu.be/a1xVITCmMk4
Во время продуктивной деятельности (лепка, вы познакомились с героями сказки «Под грибом» русского писателя В. Г. Сутеева. С творчеством А. С. Пушкина мы познакомились, когда проводили тематическую неделю «Мои любимые сказки».
На проводимых занятиях по развитию речи мы с вами знакомимся с творчеством поэтов и писателей таких как: А. С. Пушкин, Мамин – Сибиряк, Н. Носов, С. Маршак, К. Чуковский, Г. Х. Андерсена и другими.
- Сегодня я Вам хочу рассказать о жизни и творчестве поэта и воина, глубже изучить его творчество, ведь стихи И. Н. Григорьева волнуют и нас, сегодняшних. А жизнь его – урок для всех нас.
В 1923 году в Псковской области на хуторе близ деревушки Ситовичи в крестьянской семье родился мальчик по имени Игорь.
Его детство было окружено любящими людьми – отцом Николаем Григорьевичем, полным кавалером Первой мировой войны, командиром полка сапёров и крестьянским поэтом самоучкой, матерью – Марией Васильевной, она была приветливой и всегда улыбающейся женщиной.
Великая Отечественная война застала Игоря Григорьева семнадцатилетним пареньком на родной Псковской земле. В годы германского нашествия ему в столь юном возрасте было суждено стать руководителем подпольщиков и возглавить группу разведки во вражеском тылу. Игорь Николаевич пуская под откос немецкие эшелоны с техникой, не раз рисковал своей жизнью ради Родины. Пережил четыре тяжёлых ранения. За отвагу и храбрость был награждён несколькими боевыми орденами и медалями.
Когда окончилась война, Игорь Николаевич перепробовал массу профессий в основном для того, чтобы прокормить семью, он работал промысловым охотником, фотографом, геологом на Байкале, тамбурщиком на хлебозаводе, грузчиком в типографии. Спустя четыре года после окончания войны Игорь Григорьев поступил на русское отделение филологического факультета Ленинградского университета и окончил его в 1954 году. Но без родной природы он жить не мог, он знал её таинства, был страстным рыболовом и охотником, магнитизм родной Псковской сторонушки давал о себе знать – тянуло Григорьева на малую родину с неудержимой силой. В конце 60-х поэт вернулся в Псков. Здесь на Родине он создал Псковское отделение союза писателей и стал его первым председателем.
У поэта Игоря Григорьева, благодарная судьба, в память о нём учреждена памятная медаль «Поэт и воин Игорь Николаевич Григорьев (1923–1996)». Она вручается учёным, педагогам за большой вклад в сохранение и развитие культуры, русской словесности, традиций патриотического воспитания.
Первый поэтический сборник стихотворений "Родные дали" увидел свет в 1960 году. В нём собраны стихотворения о природе родного края, такие как: «Земля»; «Русь Новая»; «Примета времени»; «Утреннее»; «Летней ночью» и многие другие, которые как чистые, русские, звонкоголосые трели утренних соловьёв, простые как капли росы на траве.
Следующий поэтический сборник «Зори да вёрсты» вышел в 1962 году, в котором он описывал русских людей, родную природу, речку Веретеньку.
Григорьев стал настоящим мастером. Об этом сами за себя говорят его 22 поэтических сборника, внутреннее содержание которых основано на жизненных понятиях поэта - Правда, Совесть, Любовь.
Поэтический сборник «Вьюга» вышел в свет в 1990 году. В основе поэмы — трагические судьбы крестьянок, вынесших на себе все те испытания, которые за последние десятилетия выпали на долю многострадальной русской деревни.
Раны поэта от военных потерь болели всю жизнь, ни одна книга не обошлась без стихов о войне. О чем бы он ни писал, «война для него оставалась основой жизненного опыта, источником его раздумий и воспоминаний.
Сборник «Набат» целиком посвящён лихолетью страшного военного времени.
-Ребята, сейчас я Вам прочту стихотворение Игоря Николаевича Григорьева «На озере», которое раскрывает погоду по месяцам, а затем разберём его.
В январе на озере толстый лед,
Жгучая поземка водит хоровод,
Беляки в полуночь пляшут на снегу,
И стучит сердито мороз в логу.
В феврале на озере нету ни души,
Только ропщут серые камыши;
И напрасно пешнями мы кромсаем лед:
Полосатый окунь блёсен не берет.
В марте снег на озере сжало в пласт,
Светится, похрустывает плотный наст,
С неба в шубу зимнюю бьют лучи,
И на зорях яростно бьются косачи.
А в апреле озера не узнать:
Дышит и вздымается пенистая гладь,
В мелководных заводях щучий плеск,
И повсюду радужный пляс и блеск.
В мае стонут селезни в берегах,
Ходят громы громкие в облаках,
Ливни льют лавиною над водой
Тростничок выныривает молодой.
Но июнь на озере всех милей:
Рви кувшинки белые, не жалей!
Рви кувшинки желтые, не жалей!
И тягай на удочку злых ершей!
В октябре на озере княжит синева,
В синеве синеющие, тают острова,
Гоголей горластых гулкий гам,
И кусты сквозные по берегам.
В ноябре на озере ходит вал:
Не на шутку сиверко воду взволновал;
Залегли в глубины карпы и лини;
Почернели ночи, похмурели дни.
В декабре неистовое помело
Ледяное зеркало снова замело;
Приумолкло озеро в белизне,
Словно призадумалось о весне.
-Ребята, давайте разберём прочитанное мною стихотворение «На озере»
Рефлексия:
- С каким поэтом и воином мы с вами сегодня познакомились?
- Кто автор стихотворения «На озере»?
-О каких временах года идёт речь в стихотворении?
-Какие сезонные изменения в природе зимой, весной, летом, осенью описывает поэт в своём произведении?
- Спасибо Вам ребята, за то, что были внимательны и активны во время нашей беседы. Это вселило в меня надежду на то, что, когда-то и вы сможете произнести слова, которые произнес Игорь Николаевич «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на всё, что не против Совести, готовый! Чего ещё?»