Татьяна Ананьева
Конспект занятию по патриотическому воспитанию «Русский сувенир» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятию по патриотическому воспитанию
«Русский сувенир»
Занятие показано с коллегой Курченко О. А.
Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Конспект занятию по патриотическому воспитанию „Русский сувенир“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: Уточнить представление о понятии «ярмарка». Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Закрепить знание цифр и счет до 4. Развивать патриотические чувства.
Предварительная работа. Разучить потешки. Собрать разные виды матрешек и оформить выставку «Знаменитый русский сувенир». Рассмотреть разные виды самоваров, хохломской посуды, валенок. Провести занятия по художественному творчеству: лепке и рисованию по теме.
Ход занятия
Воспитатель : Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуйте! – улыбнется он в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет. Что мы желаем нашим гостям, когда говорим «Здравствуйте?» (здоровья). Всем гостям и вам, ребята, мы желаем крепкого здоровья, присаживайтесь.
В группу вбегает скоморох.
Внимание! Внимание! Слушайте все!
Веселая ярмарка! Веселись народ!
Балалайка звонкая, тульский самовар!
Веселая ярмарка, а вовсе не базар!
Приходите, примечайте, все что нужно покупайте!
Скоморох: ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (праздник, веселье, игры, забавы, торговля). Ребята, у нас сегодня тоже ярмарка. И на нашей ярмарке разные товары, а какие мы узнаем, когда отгадаем загадки. Все товары накрыты платками. Ребята, а что это за платки? (посадские)
Итак, первая загадка:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы – (Матрешки)
А вот и первый наш товар. Под какой цифрой он лежит? (1)
Воспитатель : что мы видим на прилавке?
- из чего сделаны матрешки? ( из дерева: березы, липы)
- если они из дерева, значит они какие? (деревянные)
- откуда появилась матрешка в России?
- какие краски использовал мастер?
Матрешка самая любимая игрушка малышей. Ее дарят на память. А символизирует матрешка любовь и дружбу.
Скоморох: ребята, а теперь порадуем матрешек и расскажем про них потешки. Дети читают «Матрешкины потешки» В. Д. Берестова.
Хотите поиграть с Матрешей? Вы, ребята не зевайте и в кружочек все вставайте.
Дети идут по кругу и поют песню «Матрешечка» : «Эх, Матрешечка Матрешка, аленький платочек, сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, мы тебя поили на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.
Скоморох: а сейчас пришла пора отгадать второй товар.
Деревянные подружки,
Без нее мы как без рук.
На досуге веселушки,
И накормят всех вокруг.
Кашу носят прямо в рот
И обжечься не дает. (Деревянная ложка)
Ребята, какая цифра? Я приглашаю открыть товар под номером 2.
Воспитатель : Ребята, какой товар вы видите у меня на прилавке? Как назвать одним словом? (посуда). Посуда какая? (деревянная, красивая, расписная). Какой росписью украсили мастера посуду? (хохломской росписью). По тому, как расписана была посуда можно сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими, разными и посуда была очень красивая, а у бедных – не расписана, а просто выточена из дерева. Это самые первые ложки, которые появились на Руси. Во времена, когда страной правили цари, они пользовались за столом ложками из серебра и золота. Вот эта ложка из серебра, значит она какая? (серебряная). А из золота? (золотая). Шло время и люди стали делать ложки из металла. Посмотрите, из чего сделана эта ложка? (из металла). Значит она какая? (металлическая).
Скоморох: ребята, а вот в загадке говорится о ложках - веселушках. Как вы думаете, что это? Я вам предлагаю повеселить наших гостей, ведь ярмарка славилась не только товаром, но и весельем. Детям раздают деревянные ложки, под музыку они играют на них.
Вот очередь дошла и до третьего товара.
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мед,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальет. (самовар)
Воспитатель : ребята, что такое самовар? Для чего он нужен? А какие на прилавке самовары? (большие, маленькие, красивые, блестящие). Ребята, самовар, который закипает при помощи электричества, называется электрический. А здесь шнура нет. Как кипятили воду в таком самоваре? Самовары в России были сделаны в городе Тула и назывались они «Тульские самовары. Самый вкусный и ароматный чай, чай из самовара. Ребята, а из этого самовара, сколько можно выпить чашек чая? Нисколько, потому что это сувенир. Его можно подарить в подарок на память.
Скоморох: Что-то мы засиделись, ребята. Эй, честной народ, выходи в хоровод. Проводится хороводная игра «Самовар» : как на ярмарку на праздник, принесли мы самовар, вот такой вышины, вот такой низины, вот такой узины, вот такой ширины. Самовар, самовар, ты пузатый самовар.
Хотите еще узнать, что есть у меня сегодня на ярмарке?
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик,
Днем – домой. (Валенки)
Воспитатель : для чего нужны валенки? Посмотрите, у меня много валенок. Какие они? Из какой шерсти сделаны? Овечьей. Валять валенки очень трудно. Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делают ее мягкой и пушистой. Потом валяют, поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась. Вот видите, сколько труда затрачивает мастер, изготавливая валенки. Не даром гласит русская пословица «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». А, какие пословицы вы знаете о труде? «Люби дело – мастером будешь», «Дело – мастера боится». А, теперь я предлагаю сделать упражнение «Овечка» : «вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечко, шерстка мягкая, густая, шубка у овцы такая».
Скоморох: ребята, старые валенки не выбрасывали. А, как их применяли? В огороде домик для шмелей устраивали; делали почтовый ящик; применяли вместо подушки. А еще валенком можно поиграть. Что-то мы засиделись, пора народ повеселить. Проводится игра «Передай валенок».
Ребята, мы с вами веселились, играли, а гости наши засиделись. Приглашаем покататься на каруселях. Проводится игра «Карусели».
Ребята, вам понравилась наша ярмарка?
А теперь пора прощаться, хоть и жалко расставаться.
Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям.
На прощанье я приготовил для вас подарочек с моей ярмарки, только сначала отгадайте, что это?
Очень ароматные, сладкие и мятные,
Сверху мы в глазурном глянце
Словно в радостном румянце (Тульский пряник).
Дети получают пряники и идут пить чай.
А еще ребята, чтобы вы все были дружными, я дарю вам сувенир Матрешку.