Оксана Геннадьевна Гольская
Конспект беседы о краеведческом музее
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы по теме:
«Краеведческий музей им. Новикова – Даурского»
(для старшего дошкольного возраста)
Выполнила: Барышникова Екатерина Андреевна
Студенка 133 группы
Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование
Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна
Программные задачи:
- закрепить понятие «музей» (что такое музей, какие экспонаты есть в музее);
Публикация «Конспект беседы о краеведческом музее» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- сформировать представление о краеведческом музее (Что такое краеведческий музей. Как называется краеведческий музей города Благовещенска. Почему оно носит такое название.);
- способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас;
- расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям города;
- формировать эмоциональную отзывчивость на эстетическую красоту окружающего мира;
- формировать умение работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать любовь к родному краю.
Активизация словаря: музей - учреждение занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов; краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского – музей с экспонатами Амурской области; енотовидная собака - всеядный зверек из семейства собачьих; баклан - это крупная хищная водоплавающая птица; изюбрь – крупное копытное животное; чум - традиционное жилище эвенков. ; эвенки - коренные жители севера; албазинский острог - крупнейшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре; кольчуга – это доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения оружием; пушка - это тип артиллерийского орудия.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты:
- знакомы с понятием «музей»;
- имеют представления о краеведческом музее им. Новикова – Даурского;
- развит гармоничный строй речи, связная речь, обогащен словарный запас;
- расширен кругозор, проявляют познавательный интерес к достопримечательностям города;
- проявляют эмоциональную отзывчивость на эстетическую красоту окружающего мира;
- умеют работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения;
- проявляют любовь к родному краю.
Материал и оборудование: портрет Г. С. Новикова-Даурского, иллюстрация краеведческого музея им. Новикова – Даурского, изображение енотовидной собаки, баклана. изюбра, кабарга, чума, портрет эвенков, иллюстрация Албазинского острога, иллюстрация кольчуги, пушек, старинных чемоданов и сумок, иллюстрации с предметами быта стран востока,
Предварительная работа:
- д/и «Подбери словечко»;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Музей»;
- рассказ детям о 7 чудес земли и о 7 чудес земли Приамурской;
- д/и «Музейные тайны»
Методические приемы:
I. Вводная часть
1.1. Художественное слово «Музей»
1.2. Вводная беседа о музее
А. Словарная работа (музей, краеведческий музей)
Б. Вопросы к детям (кто был в музеях? Что означает слово «музей»? Что мы можем там увидеть? Почему краеведческие музеи называются краеведческими? В каком мы живем крае? В каком городе вы живете).
1.3. Физкультминутка «В музей идем»
II. Основная часть
2.1. Сообщение цели занятия
2.2. Беседа по микротемам
А. Зал с природой Амуро - Зейской и Зейско-Буреинской равнин
• Рассматривание иллюстрации с енотовидной собакой и бакланом
• Словарная работа (енотовидная собака, баклан)
• Вопросы детей к воспитателю (Как он спасается от врагов)
• Вопросы к детям (Как выглядит енотовидная собака? Кто такой баклан)
Б. Зал с природой северных районов Амурской области
• Рассматривание иллюстрации с изюбром и кабарги
• Словарная работа (изюбрь, кабарга)
• Вопросы к детям (Какие у изюбра рога? Кто же такой изюбр? Есть ли у кабарги рога?
• Вопросы детей к воспитателю (можно ли кабарга встретить в Амурской области)
• Игровое упражнение «Подбери словечко».
В. Зал археологии
• Рассматривание иллюстрации зала археологии, портретов эвенков, иллюстрации чума
• Словарная работа (эвенки)
• Вопросы к детям (Кто же такие эвенки? Как называется их жилище?
Г. Зал «Албазино – древняя столица Приамурья».
• Рассматривание иллюстрации зала «Албазино – древняя столица Приамурья», иллюстрации макета острога, кольчуги и пушак.
• Словарная работа (Албазинский острог, кольчуга, чум)
• Вопросы к детям (Как вы думаете, что представлял собой Албазинский острог? Какие постройки были на его территории? Что такое кольчуга? Для чего нужна кольчуга? Для чего нужны пушки?
Пальчиковая игра «Мы в музее видим»
Д. Выставка сумок
• Рассматривание иллюстраций различных старинных сумок с выставки
• Вопросы к детям (Как вы думаете, какое название носила выставка)
Е. Выставка "Искусство стран Востока".
• Рассматривание иллюстраций предметов быта стран Востока
• Вопросы к детям (По соседству с кем находится наш город? А какая река является границей?
III. Заключительная часть
3.1. Загадывание загадок.
3.2. Итоговые вопросы (Вам понравилась сегодня беседа? О каком музее мы с вами говорили? Какие залы вам понравились? А о каких животных мы говорили? Хотите побывать в Амурском областном краеведческом музее им. Новикова – Даурского)
3.3. Рефлексия.
Ход НОД:
В: Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!
Ребята, расскажите, кто из вас был в музеях?
Д: (Дети отвечают, кто был из них, а кто не был)
В: А кто знает, что означает слово «музей»?
Д: Это место, где хранится память прошлого или будущего
В: Музей - это учреждение занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов.
В: А как вы думаете, что мы можем там увидеть?
Д: чучела животных, картины, старинные вещи.
В: Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Бывают исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие музеи. Ребята, а кто знает почему музеи являются краеведческими? Я могу вам подсказать. От слова край и ведать, что значит знать свой край. Поэтому и называются краеведческими. Ведь именно в краеведческих музеях собраны экспонаты, которые поведают историю, того или иного края, что очень интересно и жителям, и гостям. Ребята, а мы с вами в каком крае живем?
Д: Амурская область
В: Правильно. А в каком городе вы живете?
Д: В Благовещенске
В: Молодцы. Давайте с вами немного разомнемся. Я буду выполнять упражнение, а вы повторяйте за мной.
Д: Долго-долго мы ходили (ходьба на месте)
Ничего не позабыли: (руки в стороны)
Мумию мы посмотрели, (руки вниз)
В чем ходили, разглядели. (руки на поясе, шагают)
Даже мамонт здесь стоит, (руки вперед)
Глаз закрыл, как будто спит. (закрывают глаза, имитируют «сон»)
Мы немного потянулись (руки вверх, встают на носки)
И домой мы все вернулись (садятся на стулья)
В: Ребята, помните, мы с вами разговаривали о 7 чудесах земли Амурской, кто назовет мне их?
Д: лотосы, краеведческий музей, Албазинский острог
В: Молодцы. Сегодня я расскажу вам о самом современном из "7 чудес земли Амурской". Кто догадался, что это?
Д: Краеведческий музей
В: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об Амурском областном краеведческом музее. Кто знаем, какое имя он носит?
Д: Краеведческий музей им. Новикова – Даурского
В: Зданию Амурского областного краеведческого музея уже больше 100 лет. А имя, которое он носит, это имя великого человека Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в стенах этого здания свыше 30 лет. Поэтому он и носит название «Благовещенский краеведческий музей им. Г. С. Новикова - Даурского». Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости города так же посещают музей. Между какими улицами находится краеведческого музея им. Г. С. Новикова – Даурского?
Д: Между улицами Ленина и святителя Иннокентия.
В: Молодцы. Музей имеет 26 залов, в которых находятся самые интересные экспозиции всех времен и народов. Давайте рассмотрим с вами некоторые залы. Первый зал знакомит с природой юга области – Амуро - Зейской и Зейско - Буреинской равнин, которые оказались наиболее подвержены влиянию человека. Среди животных, обитающих на юге области, наиболее интересным является енотовидная собака. Ребята, это всеядный зверек из семейства собачьих. Посмотрите, как она выглядит?
Д: похожа на енота, коричневая, с мехом.
В: Ребята, это неуклюжий с виду зверь, с густым мехом, поражает своей беззащитностью перед опасностью.
Д: А как он спасается от врагов?
В: Вместо того, чтобы убежать, енотовидная собака затаивается и притворяется мертвой, что позволяет ей стать легкой добычей хищников и лесных пожаров. Еще ребята, в этом зале особый интерес представляют чучела самца и самки большого баклана. Посмотрите, как он выглядит. Баклан, это крупная хищная водоплавающая птица. а способность заглатывать крупную рыбу целиком его называют «живая удочка». Ребята, так кто такой баклан?
Д: Баклан, это крупная хищная водоплавающая птица.
В: Во втором зале рассказывается о природе северных районов Амурской области. Север области характеризуется суровым холодным климатом Великан севера – изюбрь – крупное копытное животное, посмотрите. Какие у них рога?
Д: Большие
В: У самцов имеются могучие ветвистые рога. Молодые рога (панты) – очень нежные, мягкие, имеют большое значение в медицине, так как содержат пантокрин, применяющийся при многих заболеваниях. Так кто же такой изюбр?
Д: Крупное копытное животное.
В: Молодцы. Еще в этом зале можно встретить самую маленькую– кабаргу, которая обитает в горной тундре. Посмотрите, есть ли у неё рога?
Д: Нет
В: Рогов у неё нет, но у самца на верхней челюсти видны небольшие клыки, до 10 см в длину.
Д: А можно её встретить в Амурской области?
В: Нет, ребята, в Амурской области животное встречается достаточно редко, вид занесен в Красную книгу. Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Подбери словечко». Я буду называть вам животное, а вы отвечайте, какой он и что делает! Медведь, какой он?
Д: бурый, косолапый, неуклюжий
В: Заяц, какой?
Д: длинноухий, трусливый, пугливый.
Лиса какая?
Д: хитрая, рыжая, пушистая
В: Олень.
Д: Большой, важный.
В: Молодцы. Ребята, помимо залов с животными Амурской области в краеведческом музее им. Новикова – Даурского есть еще зал археологии, который знакомит с историей заселения территории Амурской области и разнообразием археологических культур. Один из этнографических комплексов музея рассказывает об эвенках - коренных жителях севера Приамурья. Центральное место в комплексе занимает макет чума. Как вы думаете, что это, посмотрите.
Д: Палатка.
В: Чум - традиционное жилище эвенков. Рядом с чумом – предметы, отражающие особенности кочевого быта эвенков - оленеводов и охотников: разнообразные орудия для охоты, одежда из шкур изюбра, сумы, детская колыбель и другие. Ребята, так что же такие эвенки?
Д: Коренные жители севера.
В: Правильно, а как называется их жилище?
Д: Чум.
В: Еще в музее есть зал «Албазино – древняя столица Приамурья». Экспозиция посвящена памяти казаков-первопроходцев, положивших начало русской истории на амурской земле. В середине зала, представлен маленький макет острога. Как вы думаете, что представлял собой Албазинский острог? Какие постройки были на его территории?
Д: Это первое поселение на Амуре. Дома.
В: Память о героических событиях 17 века, мужестве защитников Албазинского острога хранят экспонаты этого музея. Все они подлинные, и были обнаружены в ходе археологических раскопок. К ним относятся подлинная кольчуга казака, пробитая в нескольких местах копьём. Ребята, а кто знает, что такое кольчуга? Я вам подскажу, кольчуга – это доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения оружием. Для чего нужна кольчуга?
Д: Кольчуга нужна для того, чтобы не ранили оружием.
В: Правильно. Рядом с кольчугой также есть оружие защитников Албазино, пушка. Пушка, ребята - это тип артиллерийского орудия. Для чего нужны пушки?
Д: Для защиты
В: Молодцы. Давайте с вами поиграем в пальчиковую игру, повторяйте за мной.
Д: Раз, два, три, четыре, пять
Мы в музей идем опять
Смотрим мы на стеллажи
Что мы видим впереди?
И животных, и картины, и старинный чемодан
Видим мы еще макеты и конечно самовар
В: Ребята, Залы в музее постоянно обновляются новыми выставками. Например, в музее была представлена коллекция разнообразных сумок. Как вы думаете, какое название носила выставка? Я вам подскажу, выставка носила название "Пора в путь дорогу". Были представлены не только современные сумки, но и различные сундуки, с помощью которых не так давно, в прошлом веке, перевозили вещи.
Ребята, а по соседству с кем находится наш город?
Д: С Китаем
В: А какая река является границей?
Д: Река Амур
В: Правильно. Наш город Благовещенск находится в очень близком соседстве с Китаем, границей является река Амур. поэтому очень интересно было посетить выставку "Искусство стран Востока". На этой выставке можно познакомиться с культурой восточных стран. Это мужская и женская одежда, различные вазы и многое другое. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы дайте отгадку, посмотри кто из вас самый внимательный
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
Д: Музей
В: Молодцы, слушайте следующею загадку
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…
Д: Картина
В: Если вы в музей пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она
Д: Экскурсовод
В: Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как.
Д: Портрет
В: Молодцы, ребята. В Краеведческом музее очень много залов, об остальных мы с вами поговорим в другой раз. Вам понравилась сегодня беседа?
Д: Да
В: О каком музее мы с вами говорили?
Д: Об Амурском областном краеведческом музее им. Новикова – Даурского
В: Какие залы вам понравились?
Д: Зал с животными, зал археологии
В: А о каких животных мы говорили?
Д: Изюбр, баклан
В: Молодцы. Хотите побывать в Амурском областном краеведческом музее им. Новикова – Даурского?
Д: Да
В: Вы можете рассказать о музее родителям и на выходных вместе с ними сходить.