Евгения Слободян
Конспект беседы по познанию окружающего мира в старшей группе «Мы идем на луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы по познанию окружающего мира в старшей группе
Задачи:
- знакомить с особенностями луга, отдельными растениями и животными, их взаимосвязью между собой и окружающей средой;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы:лупы, небольшие прозрачные стаканчики.
Место проведения:ближайший луг или поляна в парке, любое место с травами, без деревьев. (На крайний случай подойдёт и газон, хотя наблюдения на нём менее разнообразны и интересны, чем на настоящем лугу.)
Содержание
Публикация «Конспект беседы по познанию окружающего мира в старшей группе „Мы идем на луг“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель предлагает детям осмотреться и сказать, чем луг отличается от леса. (Нет деревьев, нет или мало кустарников, много цветущих трав.)Дети смотрят наверх и определяют, много ли света на лугу. Почему его много?(Раз нет деревьев, значит, нет и тени от них. На лугу растут светолюбивые растения.) Дети внимательно рассматривают растения луга, выясняют, какие цвета преобладают. Можно ли назвать луг цветным?(Луг кажется белым или синим, или розовым из-за цветущих растений. Во многих регионах в это время луг бывает жёлтым из-за обилия одуванчиков.) Сколько красок можно здесь обнаружить?
Воспитатель дает задание: найти на лугу растения с самыми широкими и самыми узкими, с самыми гладкими и самыми шершавыми, с самыми круглыми и самыми блестящими листьями, растения с самыми яркими цветками; выяснить, каких растений больше всего. Луг - это "дом" многих растений и животных. Дети уже выделяли "этажи" в лесном доме. А есть ли "этажи" в доме луговом? Все ли растения одинакового "роста"? Дети находят самые высокие и самые низкие растения. На лугу тоже есть свои "этажи" и свои "жильцы".
Воспитатель предлагает выяснить, у какого растения самый красивый цветок. Каждый ребёнок находит цветок, который ему больше всего нравиться, нюхает его, рассматривает через лупу, наблюдает, какие насекомые прилетают к ней "в гости", трогает серединку. На руке остаётся желтая пыль - пыльца. Воспитатель объясняет: залезая в цветок за нектаром, насекомые "Пачкаются" в такой пыльце и переносят ее на следующий цветок. Благодаря этому у растений вырастают плоды и семена.
Воспитатель рассказывает,что в луговом доме много разных "жильцов", но больше всего насекомых: им удобно прятаться в траве, да и еда всегда под боком. Встречаются и пауки. Дети исследуют растения, землю в поисках разных насекомых и пауков, наблюдают за ними. Каких насекомых они узнали?(Божью коровку, бабочку, стрекозу.)Воспитатель аккуратно ловит жука или кузнечика и сажает его в прозрачный стаканчик, чтобы дети могли рассмотреть его. Сколько у него ног?(Воспитатель напоминает, что у насекомых шесть ног, а у пауков - восемь.)Педагог подчеркивает, что обращаться с насекомыми нужно очень осторожно, ведь так легко сломать им крылышко или ножку! После исследований насекомых обязательно выпускают в траву. Воспитатель обращает внимание детей, что бабочки для таких исследований не подходят: даже при легком прикосновении у них стирается пыльца с крылышек, после чего лететь они не могут.
Воспитатель предлагает сначала присесть, а затем и прилечь в траве и осмотреться вокруг: что видит сидящий в траве кузнечик или ползущий по стеблю жук?
Воспитатель рассказывает, что в"луговом доме" есть разные "жильцы". Одни не хотят быть заметными, другие, наоборот, выделяются своей яркой окраской. Какого цвета должны быть те, кто хочет спрятаться на лугу?(Например, такими же зелеными, как кузнечик.) А какого цвета должны быть другие?(Например, красными, с черными точками, как божья коровка.)Дети получают задание: Найти как можно больше насекомых, которые прячутся среди растений, и тех, которые хорошо заметны. После того, как задание выполнено, воспитатель объясняет, что насекомые, которые прячутся, боятся, что их съедят. А хорошо заметные насекомые, как правило, дя птиц "невкусны" и даже ядовитые. Поэтому они как бы пугают своих врагов яркой "одеждой", предупреждают: "Не троньте нас, мы несъедобные!" Дети могут положить на ладонь божью коровку и понаблюдать за тем, как она выделяет желтую капельку. Эта капелька очень горькая. Если птица клюнет такого жука, ей будет очень не приятно. В следующий раз она уже по окраске определит, что божью коровку есть не стоит. Дети выясняют, есть ли птицы на лугу, для этого достаточно ненадолго замереть и послушать пение.
Воспитатель рассказывает, что весной на лугу можно увидеть ящериц, греющихся на солнце. Они тоже прячутся от своих врагов, поэтому их кожа серого или зеленого цвета, что помогает скрываться в зарослях растений. Приходят сюда и зайцы. Они едят разные растения. Правда, увидеть их очень сложно: зайцы животные осторожные. В земле роют норы кроты. Как можно узнать, есть на этом лугу кроты или нет?(Дети ищут кротовины - холмики земли, выброшенные этими животными.) В земле живут и дождевые черви. По стеблям растений ползают улитки, которые едят листья.
В заключение воспитатель делает вывод:луг - это "дом" для многих животных. И человек должен охранять его: уносить за собой мусор после отдыха, любоваться цветами, не срывая их для букетов, стараться не вытаптывать траву. Не стоит пугать птиц, лучше послушать, как они поют.
Последующая работа:дети по желанию рисуют луг,животных или растения, о которых они узнали. Во время прогулки исследуют территорию детского сада, чтобы выяснить, есть ли на участке растения, которые они видели на лугу.