Ираида Тришкина
Конспект «Арттерапия как средство коррекции эмоционального напряжения детей в ДОУ на основе мандало-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Обучение детей мыслить образно и создавать волшебную мандалу на бумаге;
• снижение психофизического напряжения; улучшение эмоционального здоровья детей в дошкольном возрасте;
• развитие коммуникативного взаимодействия с детьми;
• развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Конспект „Арттерапия как средство коррекции эмоционального напряжения детей в ДОУ на основе мандало-терапии“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей;
-готовые карточки с изображением мандалы (шаблон, цифры восемь;
-спокойная музыка
-готовые ксерокопии мандал;
-цветные карандаши.
Содержание.
Приветствие.
Вводная беседа:
- Ребята, расскажите какие эмоции, чувства переживает человек и в том числе каждый из вас. Дети рассказывают.
- А сейчас выберите ту пиктограмму, которая соответствует твоему настроению в данный момент.
Упражнение 1.«Улыбка»
Психолог:
Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).
Упражнение 2. «Угадай эмоцию»
Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.
Психолог объясняет правила работы с детьми при использовании мандал-раскрасок :
Психолог: ребята вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие в мир мандалы - «магического круга»! Путешествие будет не простое, а волшебное.
В жизни человека встречается много геометрических фигур и одна из них это круг. Что же значит слово «мандала?» Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу. Работая с мандалой, ребята, мы можем улучшить свое настроение, свои чувства, снять свои страхи, развить свои творческие способности, улучшить свое общение с другими детьми, и даже взрослыми. Мы можем развивать кисть руки, что пригодится вам при письме. Научиться правильно вести себя.
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Задание: нарисуй «ленивую восьмерку».
Цель: активизация работы правого и левого полушарий.
Творческая работа «Моя волшебная мандала» (12 мин).
Психолог: - Сегодня мы с вами будем рисовать мандалу.
Психолог: Предлагаю отправиться в путь! Вы готовы?
На столе уже подготовлены карточки с мандалами. Предлагаю несколько мандал на выбор (ту, что тебе ближе по настроению). (Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы).
-Выберите самую красивую краску и нарисуйте в центре подготовленного круга все что захочется. Вы можете менять цвет и продолжать работу, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится.
В создании мандалы необходимо учитывать следующие правила:
— не разговаривайте друг с другом во время работы, тем более на бытовые темы. Только в исключительных случаях вы можете шепотом что-то спросить и ответить;
— максимально расслабьтесь, пусть рука сама двигается по кругу, сама берет «понравившиеся» ей цвета;
— действуйте интуитивно, создавайте шедевр не искусственно, а «душой». Здесь намного важнее сделать искренний рисунок, отражающий ваш внутренний мир. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.
Звучит музыка. Дошкольники начинают работать, психолог помогает, подсказывает, наблюдает за тем, как работают дети.
Примечание: в ходе работы я слежу за психо-физическим состоянием напряжения/расслабленности ребенка.
Рефлексия (2 мин).
После окончания рисования педагог-психолог предлагает посмотреть на свою работу, при желании показать «волшебный круг» остальным.
Вопросы для обсуждения (отвечают по желанию) :
1. Что вы изобразили?
2. Ребята, а сейчас расскажите, как менялось ваше настроение в процессе создания мандалы : от подготовительного — до конечного этапа?
3. Что вам было сложно делать, а что легко?
4. Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы?
5. Какое чувство вызывает мандала сейчас?
6. Что вы хотите сделать со своим рисунком?
7. Придумайте название мандале, которую вы изобразили,
8. Давайте сочиним сказку о своей мандале.
Выключается музыка, психолог благодарит за работу детей.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб. : Речь, 2002.-144с.
2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн. : «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М. : Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М. :Теревинф,1997.-341.
4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007, С. 18-19.
5. Понятовская - Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29-31.
6. Юнг К. Г. О символизме мандалы. /М. : Рефл- бук; К. : Ваклер,2002.-С. 95-182.