Викулина Алёна
Групповая работа, направленная на снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие являлось вторым по счету занятие в числе проводимых занятий в коллективе. Упражнение "Социальные роли" мне показали, на одном из семинаров для педагогов-психологов, где я была сама в роли участника. Данное упражнение я провела в своем коллективе детского сада. К сожалению, подлинный автор упражнения мне не известен. Время для проведения всего занятия ограничено, 1 час 30 минут. Ниже прилагаю ход занятия для коллектива детского сада:
Ход занятия.
В начале занятия, участники рассказываю, что-то новое о себе, высказываются.
Публикация «Групповая работа, направленная на снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе ДОУ» размещена в разделах
Затем объявляется тема занятия и исходят из этого мы предпологаем, что такое эмоциональное напряжение, кто с ним сталкивался и как с ним бороться.
Ниже приведены конкретные определения понятий, взятые из интернета.
Эмоциональное напряжение - (син. нервно-психическое напряжение) в физиологии труда - состояние чрезмерной мобилизации физиологических функций организма (в первую очередь, нервной системы, возникающее в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации.
Стресс- состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).
Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.
Искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.
Стрессоустойчивость можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг)
После того, как мы обсудили понятия и методы которые борьбы с напряжение и стрессом, к которым прибегают участники занятия, я предлагаю два упражнения для проведения основной части занятия. Первое является вводным упражнением.
Упражнение 1. «Метафорические карты»
Каждому участнику занятия, предлагается выбрать по две карты из серии «Она»(так как коллектив у нас в саду женский) и описать увиденное, свои чувства и эмоции вызванные этой картой. Почему выбрали именно эти карты? Что вы в ней увидели? С чем ассоциируется? Что хотели бы рассказать о карте, картинке, о себя глядя на эту карту?
Упражнение 2. Игра «Социальные роли»
Ход игры: каждому участнику присваивается социальная роль существующая в нашем мире.
Роль может носить положительную характеристику, негативную и нейтральную.
-Боксер
-Алкоголик
-Пожарный
-Известный актер
-Волонтер
-Полицейский
-Наркоман
-Бомж
-Бандит
-Меценат
-Учитель
-Врач
-Пенсионер
-Гопник
-и другие роли.
Каждому участнику на спину крепится его роль. Все участники игры могут видеть социальные роли других участников, но не свою.
Задача каждого участника поздороваться с другими участниками, согласно их социальным ролям в игре, не озвучивая при этом кто играет какую роль.
В конце игры каждый участник пробует угадать какая роль по его мнению, ему выпала.
Игра проводится повторно, с заменой социальных ролей (негативные- на положительные/нейтральные, что бы не создавать ощущение дискомфорта у участников игры.
- Что понравилось/не понравилось в упражнении?
- Какая часть далась труднее?
- Какая роль понравилась больше? Какая не воспринималась совсем?
- Какие ощущения были в той или иной роли?
Рефлексия занятия.
В конце занятия я предлагаю коллегам, оставить письменный отзыв о занятии. Высказать так же, что понравилось, нашло отклик либо что не понравилось совсем, вызвало негативные реакции. Какие есть замечания по проведению занятия (как правило просят кофе и печенки приносить).
Надеюсь данное занятие, пригодится Вам в работе. Проходит оно весьма легко и весело. Упражнение "Социальные роди" было решено повторить в конце учебного года в нашем коллективе, по инициативе участников занятия.