Перегудова Светлана
«Игра как средство коррекции детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал В. А. Сухомлинский.
Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Публикация «„Игра как средство коррекции детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Игра дошкольников :
побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
способствует совершенствованию разговорной речи;
способствует обогащению словаря;
оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
1. Пальчиковые игры
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.
В систему игр включены: игровая пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, разные виды штриховок, раскрашивание, графическое письмо, нанизывание бус, мозаика, пазлы, деревянные палочки, массажные мячики, работа с трафаретами, шнуровка, выкладывание предметов из счётных палочек, материал для крупотерапии, для пластилинографии.
Особое внимание уделяем играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
2. Дидактические игры
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
3. Подвижные игры
Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач : повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют речь, поощряют творческую активность детей.
Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младших групп, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Объяснение игр требует от педагога серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем педагог предложит игру, он должен заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В младшей группе игра объясняется поэтапно, т. е. в процессе игры, в старшей – перед началом игровых действий.
Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах
4. Сюжетно – ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Сюжетно-ролевые игры, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Игра не приходит сома собой. Игре надо учить, и дети нуждаются в образцах и сюжетах, особенно это актуально в отношении детей с проблемами в развитии.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья не обладают достаточной возможностью к спонтанному развитию, и как следствие имеют значительно низкий запас знаний и представлений об окружающем по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Однако игровой деятельности детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии свойственны некоторые специфические особенности. Чаще всего в игре наблюдается стереотипность, однообразие, может отсутствовать замысел, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий.
Вот почему в дошкольных учреждениях компенсирующего вида организации и обучению игровой деятельности ребенка должно придаваться особое значение.
Первоначально обучение предполагает формирование у детей активного интереса к игрушкам и действиям с ними. В данном случае воспитатель вступает в процесс занятия как организатор детской деятельности, от него исходит инициатива в выборе игрушек, и действий с ними. Педагог должен уметь вставать на место ребенка, смотреть на происходящее его глазами. Каждый ребенок должен научиться действовать с сюжетной игрушкой. На первых занятиях детей знакомят с сюжетными игрушками. Педагог показывает игровые действия, привлекает ребенка к выполнению совместных элементарных игровых действий с сюжетной игрушкой и побуждает его к выполнению самостоятельных действий. На данном этапе ведется обучение использованию предметов – заместителей. Здесь же используется другой метод обучения игровым действиям это комментирование действие ребенка. Педагог включается в игру ребенка и сопровождает его действия речью.
Для того, чтобы обогатить и разнообразить игры детей, а также закрепить приобретенные ранее игровые умения и навыки, необходимо вводить в игру разнообразные игрушки. Путем показа и обыгрывания педагог привлекает внимание детей к игрушкам, животным, куклам, матрешкам, машинкам раскрывает способы игры с ними.
Сюжетно-ролевые игры направлена на решение следующих задач:
- учить договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты;
- учить использовать игрушки и их заменители для развития сюжета;
- учить действовать сообща, оказывать помощь друг другу;
- учить преодолевать эгоизм, агрессивность и замкнутость;
- формировать желание объединяться в коллектив;
- развивать чувство ответственности за свои действия;
- развивать вербальные и невербальные средства общения;
- воспитывать инициативу, настойчивость, изобретательность, коллективные навыки и т. д.
5. Театрализованные игры
В систему коррекционных занятий, направленных на развитие связной речи у детей с нарушениями речи необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность – особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей развития детей с нарушениями речи, театрализованные игры строятся на материале сказок.
Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например, семья, игрушки, времена года, мебель, посуда, из жизни животных, из жизни растений, труд людей, транспорт и т. д. При выборе темы занятия необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема охватывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоции, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (развитие связной речи, грамматического строя, расширение словарного запаса) с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Театрализованные игры исследователь Л. В. Артё мова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссё рские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Заключение.
За последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось.
Наряду со многими факторами, которые не позволяют ребенку должным образом овладеть речью, являются социально-бытовые условия (педагогическая запущенность, т. е. те самые факторы, на которые нам следует обратить внимание.
С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели—это первые его помощники. Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме.
В игре – сложные упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. В работе я использую игры и упражнения, которые позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор, развить мелкую моторику. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать.
Список использованных источников
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 1974г.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 1981 г.
6. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 1982г.
8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.
9. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 1991г.
10. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М. : 2010г.
11. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
12. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 1983г.