Лола Базарова
Проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Разноцветная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Разноцветная осень». Речевое и художественно-эстетическое развитие (средняя группа «Гномики»)
Автор-разработчик: воспитатель Базарова Л. М.
г. Химки.
Направление проектной деятельности : познавательное; речевое; художественно-эстетическое развитие.
Темочки:
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Интеграция образовательных областей: «Познавательно - речевое развитие»; «Социально - коммуникативное развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Участники проекта : дети средней группы; родители воспитанников; воспитатель.
Место реализации: средняя группа «Гномики» ЧДОУ «Детский сад №3 ОАО «РЖД»».
Проблема: Для детей группы характерно недостаточно бережное отношение к природе. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам природы небрежность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Родители не обращают внимание на поведение детей в природе, мотивируют необходимость бережного отношения к природе, утверждая, что так надо.
Цель проекта :
• выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;
• заинтересовать проблемой;
• провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни
животных, птиц, растений осенью;
• поддержать естественный интерес ребенка к природе;
• сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
• укрепить здоровье, расширить двигательную активность детей.
Задачи проекта :
• формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;
• формировать обобщенные способы умственной деятельности и
средства построения собственной познавательной деятельности;
• развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать
новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
• приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения
реализовывать интересы;
• воспитывать любовь к природе, желание оберегать и охранять ее.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- взаимодействие со специалистами детского сада;
- взаимодействие с социумом (экотропа).
Обеспечение: материально-техническое; учебно-методическое; художественная литература; дидактические игры; фотоматериал; информационно-коммуникативные технологии.
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Направление деятельности проекта :
• исследовательская деятельность по изучению природы во всех её
проявлениях в осенний период времени
• творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных
композиций.
• Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах
деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной,
познавательно-исследовательской.
• Организация непосредственно образовательной деятельности и
режимных моментов, направленных на воспитание экологического
сознания.
• Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим
материалом.
Форма проведения:
• образовательные ситуации;
• дидактические игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций
• наблюдения на прогулке;
художественное творчество;
• работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• совершенствование экологической среды группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оформление картотеки наблюдений, гербария;
• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
• выставка поделок из природного материала;
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
• Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
• Составление перспективного плана, предварительная работа с детьми и их родителями.
• Выбор оборудования и материалов;
Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Беседа на тему «Осень разноцветная».
Пальчиковые игры: «Осенний букет», «Дождик», «Мы капусту рубим».
Дыхательная гимнастика: «Чей листок улетит дальше?», «Чем пахнет».
Подвижные игры: «Раз, два, три, к дереву беги», «Медведь».
Чтение художественной литературы, стихов Самуила Маршака, сказок, загадок.
Исследовательская деятельность: изучение видов деревьев произрастающих в нашем детском саду; строение листьев; размера и формы; что происходит с растениями осенью.
Наблюдения: сезонные изменения в природе; погода осенью; признаки осени.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Узнай по описанию», «Варим борщ и компот», «Оденем куклу на прогулку».
Составление описательных рассказов: «Осень в нашем саду»; «Овощи-фрукты».
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Знакомство с профессиями лесника, дворника Юрия Николаевича на улице в процессе его труда.
Использования ИКТ.
Презентации и выставки.
Заключительный этап.
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фотомонтаж.
3. Подведение итогов.
4. Экологический досуг.
5. Презентация проекта.
Работа с родителями.
Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала
Участие родителей на празднике «Осень в гостях у малышей».
Участие родителей в конкурсе рисунков акварелью «Краски осени».
Результативность проекта.
- У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
- Увеличился объём знаний о родном крае, о жизни растений и животных;
- У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, они делают выводы, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно -следственные связи;
- На основе наблюдений и опытов ребята узнали значение воды, воздуха, солнечного света в жизни всех живых организмов;
- В поведении детей появилось гуманное обращение ко всем объектам природы;
- Дети соблюдают правила безопасности в природе по отношению к ней и к самому.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ»
Сентябрь.
1. НОД. Развитие речи «Знакомство с проектом «Разноцветная осень»», о целях и задачах проекта. Чтение стихотворения Самуила Маршака «Сентябрь».
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря -
И открылась школа.
2. НОД. Окружающий мир. Рассматривание иллюстраций лета и осени, сравнение и описание первых признаков осени (с использованием ИКТ).
3. Цикл наблюдений: «Приметы ранней осени».
4. Беседа и опрос: Какое время года сейчас? А месяц? Сентябрь – это первый осенний месяц? Сейчас ранняя осень? На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди? Ранней осенью тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
5. Составление рассказа «Прогулка по нашему саду» (с использованием ИКТ).
6. Дидактическая игра: «У пруда мы постоим и покормим птичек».
7. Чтение художественной литературы. М. Пришвин «Осенние листики» (с использованием ИКТ).
8. Экологические игры: «Угадай растение»; «Какие деревья растут на нашем участке и в саду»?
9. НОД. Изобразительная деятельность. Конкурс рисунков на асфальте с натуры «Осенние листочки».
10. Субботник: уборка листьев и веточек на участке.
Октябрь
1. НОД. Развитие речи. Чтение стихотворения Самуила Маршака "Октябрь»
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
2. Беседа с опросом: «Осень в октябре»
Вопросы: Какой сейчас осенний месяц? Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле! Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?
1. НОД. Занимательная математика. Собрать листочки, разделить их по группам, каких листиков больше?
2. Наша фото сессия «Осень 2017».
3. Игра в песочнице «Сделаем домик для птиц» с использованием природных материалов: веточек; листочков; травы.
4. НОД. Окружающий мир. Экспериментально-исследовательская деятельность «Строение листа, форма и цвет». Сбор листьев березы, клена, яблони, рябины, можжевельника, дуба. Составление копии листа на бумаге с прожилками, формой и цветом листа, объяснение какому дереву принадлежит лист и что известно про это дерево. Рассматривание цикла видоизменения листа клена от зеленого к красному, причины и следствия этого изменения.
5. Экскурсия по саду и наблюдение «В октябре осень стала золотой». Знакомство с профессией лесника.
6. Трудовая деятельность «Уберем листочки, веточки из песочницы».
7. НОД. Художественное творчество. Аппликация. Коллективная работа «Осеннее дерево» на улице с использованием природного материала.
8. НОД. Рисование «Осенние деревья».
9. Праздник «Осень в гостях у малышей».
Ноябрь
1. Чтение художественной литературы. Чтение стихотворения А. Фукалова
В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.
2. НОД. Развитие речи : «Описание поздней осени».
Поздней осенью становится холодно. Солнце светит реже. Небо серое, хмурое, пасмурное. Часто идут холодные моросящие дожди и снег. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. Приближается зима.
3. Экологическая игра: «Закончи фразу».
В октябре было тепло, а сейчас (холодно).
В октябре листья начинают падать, а сейчас (опали).
В октябре птицы начали улетать, а сейчас (все улетели).
В октябре солнце немного грело, а сейчас (не греет).
В октябре дожди шли редко, а сейчас (часто).
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает (первый снег).
4. Игровая образовательная ситуация: «Лето и осень».
Летом солнце яркое, а осенью. Летом небо светлое, а осенью. Летом день длинный, а осенью. Летом деревья зеленые, а осенью. Летом люди одеваются легко, а осенью. Летом колхозники растят урожай, а осенью.
5. Дидактическая игра: «Найдите ошибки» :
В ноябре дети носят легкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из теплых краев.
6. Знакомство с профессией дворника. Встреча с Юрием Николаевичем.
7. Конкурс рисунков акварелью «Краски осени», совместные работы родителей и детей.
8. Экологический досуг «Овощи и фрукты» (с использованием ИКТ).
9. Презентация проекта для родителей. Просмотр слайд-шоу всех мероприятий проекта, рисунков, поделок, фотографий.
10. НОД. Развитие речи. Подведение итогов проекта (с использованием ИКТ).