ольга питинова
Конференция «Формирование здоровьесберегающего пространства дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6» Белоглинского района
Колунтаева О. М.
Старший воспитатель
Питинова О. Н.
Воспитатель
МБДОУ Д/С№6 Белоглинский район
«Формирование здоровьесберегающего пространства современной образовательной среды»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки
физической культуры в детском саду и семье…» Н. М. Амосов
Публикация «Конференция „Формирование здоровьесберегающего пространства дошкольников“» размещена в разделах
В законе Российской Федерации «Об образовании», в условиях введения ФГОС ДО вопрос о здоровьесбережении направлен на охрану и укрепление физического, психического здоровья каждого воспитанника, в том числе на их эмоциональное благополучие. С этой целью в образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности. Исходя из этого, в нашем детском саду работа направлена на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также обеспечивающего психологическое благополучие. Широко используем социально-оздоровительную технологию, включающую в себя комплекс мероприятий, проходящих через режимные моменты и различные виды детской деятельности, организацию предметно-социальной среды, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Следует подчеркнуть,что для создания в дошкольной организации единого здоровьесберегающего пространства особенно важны условия,обеспечивающие физическое,психическое и социальное благополучие ребенка,организация двигательной развивающей среды. Ведь от степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков,мыслительной деятельности,памяти,внимания,восприятия,эмоциональной сферы.
В процессе деятельности решаются следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия всех участников воспитательно-образовательного процесса; - создать условия для накопления необходимого опыта и знаний для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья; - создать условия для формирования доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах, основах безопасности жизнедеятельности;
- создать условия для стимулирования воспитанников включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
- создать условия для формирования навыков саморегуляции поведения дошкольников, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
- создать условия для совместной работы с родителями, которая направлена на обеспечение здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;
Для создания здоровьесберегающего пространства следует подчеркнуть важность условий, особенно в условиях реализации ФГОС ДО, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, организации двигательной развивающей среды. Созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха воспитанников. Оздоровительная среда является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами: имеется физкультурный зал, на участке дошкольного учреждения — спортивная площадка. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр. Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, начиная со световоздушных ванн в тени деревьев, постепенно переходя к ваннам под прямыми лучами солнца.
В группе есть пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным было создание «уголков уединения», где ребенок может побыть один, снять напряжение. Ежедневно в работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслительной деятельности, развития познавательных психических процессов. Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются необходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятельности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение глаз. Также эффективно использование «минуток покоя» в течение дня.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, снимают напряжение во время, организованной деятельности. В режимные моменты включаем: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка, снятия мышечных зажимов. Используем этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей.
Так же работа направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей. Разработан план совместной деятельности с родителями воспитанников. Целью взаимодействия с родителями является повышение психологической, валеологической компетентности родителей в вопросах формирования практических навыков, в непринужденной обстановке. Поэтому, были выбраны индивидуальные и досуговые формы организации взаимодействия: родительские клубы, консультации, беседы, анкетирование. - участие родителей в совместных праздниках. Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями и воспитанниками.
Созданное в дошкольной образовательной организации здоровьесберегающее пространство позволяет качественно решать задачи по формированию физически развитой,социально-активной,творческой личности,с ранних лет заложить в сознании воспитанников любовь и уважение к занятиям физкультурой. Играя и налаждаясь движениями дошкольники овладевают основными когнетивными умениями,разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями,направленным на изучение и решение проблем.
Мы стремимся к полной реализациив жизни каждого ребенка трех важных на наш взгляд моментов:
- достаточной индивидуальной интеллектуальной нагрузки
- обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений
- полного удовлетворения потребности в движении.
Таким образом, созданное здоровьесберегающее пространство направлено на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Литература :
Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 132-134.