Наталья Шихова
Конференция «Педагогическое самообразование»
Педагогическое самообразование
Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации педагогов. Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Публикация «Конференция „Педагогическое самообразование“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности : адаптивный, проблемно-поисковый, инновационный.
Цели самообразования педагога :
• расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания;
• углубление знаний по разным методикам;
• овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
• повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования :
• общение с высококлассными педагогами;
• решение конкретной задачи, имеющей практический характер;
• критический обзор периодической печати;
• индивидуальный план самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технология самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, необходимо использовать такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.
В нем определены общие положения:
• настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
• работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
Цель работы над темами самообразования – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
• совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
• изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
• развитие в Центре инновационных процессов.
Алгоритм работы педагога по самообразованию
Анализ собственного опыта работы
• Анализ аспектов профессиональной деятельности
• Анализ целей, задач
• Анализ применяемых методик
• Анализ результатов деятельности
• Выбор темы по самообразованию, метода работы
Анализ собственного опыта работы
• Анализ аспектов профессиональной деятельности
• Анализ целей, задач
• Анализ применяемых методик
• Анализ результатов деятельности
• Выбор темы по самообразованию, метода работы
Работа над темой
• Постановка проблемы
• Определение целей, задач
• Способы решения задач
• Ресурсное обеспечение
• Ожидаемые результаты
• Способы проверки результатов
• Прогнозируемые «минусы» и меры по их устранению
Работа над темой
• Постановка проблемы
• Определение целей, задач
• Способы решения задач
• Ресурсное обеспечение
• Ожидаемые результаты
• Способы проверки результатов
• Прогнозируемые «минусы» и меры по их устранению
Разработка индивидуального маршрута
• Работа над литературой
• Посещение занятий коллег
• Участие в работе практического семинара
• Другие виды работы
Разработка индивидуального маршрута
• Работа над литературой
• Посещение занятий коллег
• Участие в работе практического семинара
• Другие виды работы
Представление результатов работы
• Презентация на заседании МО, МС, педсовете и т. д.
Представление результатов работы
• Презентация на заседании МО, МС, педсовете и т. д.
Анализ результатов работы
по самообразованию
Анализ результатов работы
по самообразованию
Остановимся подробнее на каждом пункте.
• Анализ собственного опыта работы.
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы Центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
• Разработка индивидуального маршрута.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования.
Примерный план работы педагога над темой
Этап Содержание работы Срок
I. Диагностический Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта Первый год работы над темой
II. Прогностический Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Первый год работы над темой
III. Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, промежуточных результатов. Корректировка работы. Второй год; (третий, четвертый)
IV. Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. Третий год (четвертый, пятый)
V. Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
Индивидуальный план самообразованияДолжность ___
Ф. И. О. ___
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___
___
Специальность по диплому ___
Когда обучался на курсах повышения квалификации ___
___
Методическая тема учреждения ___
___
Индивидуальная тема ___
___
Когда начата работа над темой ___
Когда предполагается закончить работу над темой ___
Цель самообразования по теме ___
___
Задачи самообразования ___
___
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала ___
___
Какой предполагается результат и форма его представления ___
___
• Отслеживание педагогом работы по теме.
В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы работы:
Банк данных литературы по теме
«___»
№ п/п Название Автор Издательство Год выпуска
Посещение методических мероприятий
№ п/п Мероприятие Тема Дата проведения Что из услышанного вынес для себя
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др. Ежегодно педагоги сдают отчеты о работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану.
Примерный план отчета о работе над темой самообразования за ___ учебный год.
Должность ___
Ф. И. О. ___
Индивидуальная тема ___
Год работы над темой ___
Деятельность по реализации темы ___
(изучил литературу, познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале).
По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый отчет.
Итоговый отчет по самообразованию.
Должность ___
Ф. И. О. ___
Методическая тема учреждения ___
___
Индивидуальная тема ___
Срок и периоды работы над темой ___
Цель самообразования над темой ___
Задачи самообразования ___
Прошел обучение на курсах повышения квалификации ___
___
Изучена литература ___
Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий ___
Наработанный материал ___
___
Форма представления материалов ___
4. Результаты работы и формы его представления могут быть представлены в форме доклада, реферата, статьи в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки.
Весь наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета; теоретический, методический и практический семинар; практикум; тренинг; мастер-класс; открытый урок.
5. Анализ результатов работы. Методист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.
№ п/п Ф. И. О. педагога Должность Тема самообразования Год работы над темой Деятельность по реализации темы
Ведение графы «Год работы над темой» позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если потребуется, оказать методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.
Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
Литература:
• Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт. -сост. М. В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
• Профессиональное саморазвитие молодого педагога : практикум / авт. -сост. Л. Р. Шафигулина. – Волгоград: Учитель, 2009.
• Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова Применение современных технологий в педагогической самообразовании. Дополнительное образование №1, 2004.