Асель Максутовна Алиаскарова
Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…». Наше будущее и будущее нашего суверенного, независимого государства - Республики Казахстан зависит от того, какое воспитание, образование, развитие и здоровье получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
Публикация «Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации» размещена в разделах
Надо признать, что за последние десять лет система дошкольного образования претерпела значительные перемены, характеризующиеся гуманизацией и демократизацией педагогического процесса, провозглашением личностно ориентированной парадигмы воспитания, созданием полипрограммного образовательного пространства. К сожалению, для здоровья детей непомерно высокой оказывается «физиологическая себестоимость» ряда программ и технологий. Подмена развивающих и оздоровительных начал дошкольного учреждения информационно-образовательными началами приводит к замедлению темпов созревания дошкольников, увеличению числа детей с дисгармоничным физическим развитием. Проблема ухудшения здоровья детей становится национальной. В Конституции Республики Казахстан, в Законе «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева подчеркивается беспокойство государства за будущее страны связанных с сохранением здоровья граждан Казахстана, а также важность решения задач реализация которых, несомненно, должна начинаться еще с детского сада. Поэтому проблемы здоровья детей поднимаются в ряде нормативных и концептуальных документов (Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан», "Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020годы")где акцентируется внимание на необходимости "… проведения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки детей и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей"
Актуальность: Полагаем, что назрела острая необходимость объединения усилий педагогов, психологов, медиков, других специалистов, семьи и самого ребенка в создании здоровьесберегающего образовательного пространства. Здоровьесберегающее образовательное пространство мы рассматриваем как часть педагогически осмысленной действительности, интегрирующей в себе потенциал учреждений образования, социокультурной сферы, семьи, ребенка, а также системы взаимодействий, направленных на повышение его физкультурно-оздоровительных возможностей. Ядром, главным звеном этого пространства может служить единое поле деятельности — дошкольное образовательное учреждение.
Это обусловило выбор темы исследования в следующей формулировке «Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации».
Объект исследования: здоровьесберегающее пространство дошкольной организации.
Предмет исследования: программа здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях дошкольной организации.
Цель исследования: разработка программы здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.
Гипотеза исследованиясостоит в том, что здоровьесберегающее пространство дошкольной организации обеспечит эффективные условия развития ребенка при условиях,еслиздоровьесберегающее пространство будет ориентировано на гармоничное развитие ребенка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, и интегрировано в различные виды жизнедеятельности дошкольников.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме здоровьесберегающего пространства дошкольной организации.
2. Составить программу здоровьесберегающего пространства дошкольной организации.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов научно-педагогического исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы, нормативной документации дошкольной организации.
Преимуществаздоровьесберегающего образовательного пространства в условиях дошкольных организаций выражается в :
• устойчивом оздоровительном эффекте;
• высоком уровне учебной мотивации;
• творческом отношении к деятельности;
• увеличении количества детей с гармоничным сочетанием физического, психического и духовного развития.
Ведущая идея исследования заключается в том, что сформированное здоровьесберегающее образовательное пространство в условиях ДОУ будет способствовать сохранению, укреплению и развитию духовного, психического и физического здоровья субъектов как педагогического процесса, так и общества в целом.
Ожидаемые результаты:
• Создание банка информации по проблеме здоровьесберегающегопространствав дошкольной организации.
• Укреплениематериально-техническойбазы, способствующей психическомуифизическому здоровью дошкольников.
• Развитие разнообразных форм дополнительного образования детей в области физического воспитания и оздоровления дошкольников.
• Введение новых форм работы с детьми оздоровительных мероприятий, взаимодействие с социумом, с совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.
• Разработка серия методических пособий для педагогических и административных работников дошкольных организаций по созданию условий для реализации образовательной области «Здоровье» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающем пространстве дошкольной организации.
• Трансляция результатов здоровьесберегающей деятельности дошкольной организации на другие образовательные учреждения, научно-практические конференции областного, республиканского и международного уровней, публикации в предметных журналах и др.
И тогда будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентации на здоровый образ жизни, а также реализован весь механизм выполнения программы здоровьесберегающего пространства дошкольной организации.
ГЛАВАI
Концептуальные основы здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации
1.1. Понятие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения в психолого-педагогической литературе.
К основным понятиям исследования относятся понятия «здоровье», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающее пространство». Рассмотрим содержание каждого понятия.
Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержания состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению С. В. Попова определение, данное ВОЗ изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.
Г. Л. Билич и Л. В. Назарова дополняют определение ВОЗ двумя факторами: «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способности"
Сущность понятия «здоровьесберегающее образовательное пространство дошкольной организации -это единство воспитательно-образовательных и оздоровительных задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие психического физического и духовного здоровья детей.
1.2. Методологическая основа моделирования здоровьесберегающего пространства
Методологической основой моделирования здоровьесберегающего пространства дошкольной организации являются положения философии и психологии о деятельности и развитии личности, взаимосвязи общества и образования, системного подхода к изучаемым процессам и явлениям, педагогические теории и концепции гуманистического направления, непрерывного педагогического образования. Концептуальность опыта основана на совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для решения проблемы:
• здоровье, здоровый образ жизни, укрепление здоровья (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, В. И. Дубровский, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, В. В. Марков и др.);
• определение содержания здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении и начальной школе (Л. И. Алешина, И. А. Аршавский, Т. В. Волосникова, СВ. Васильев, СМ. Десятое);
• определения содержания научно-методической работы (К. Ю. Белая, Л. В. Воробьева, Н. И. Кириченко, С. Ж. Гончарова, Л. И. Филатова и др.);
• особенности воспитания здоровьесберегающих ориентиров и навыков здорового образа жизни (Вайнер Э. Н., Маханевой М. Д., Дубровская Ю. А., Крупин Д. В., Пулукчу А. И.);
• особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом здоровьесберегающего пространства (научные труды Алямовской, Ю. Е. Антонова, В. Г.);
• гуманизация образования (Ш. А. Амонашвили, М. Н. Берулава, В. А. Караковский, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Е. А. Ямбург и др.);
• личностно-ориентированный подход к образованию (Е. В. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, В. В. Сериков, И. СЯкиманская и др.);
• концепции здоровьесбережения в образовании (И. А. Аршавский, И. И. Брехман, Л. И. Губарева, Ю. П. Лисицын, В. Н. Муравьева, Г. М. Соловьев и др.);
• теоретические положения о подвижной игре как приоритетном средстве развития личности дошкольника и укреплении его здоровья (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Т. И. Осокина, Д. Б. Эльконин и др.);
• исследования по проблемам формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (Л. В. Абдульманова, Б. Б. Егоров, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Ефименко и др.)
Ведущая педагогическая идея опыта: единое здоровьесберегающее образовательное пространство дошкольной организации является эффективным средством решения задач целостного развития дошкольников, если в дошкольной организации будет спроектирован комплекс организационно-педагогических и психолого-педагогических условий образовательной деятельности: благоприятный микроклимат в ДО, осуществление индивидуально-личностного подхода к детям, создание оптимальной здоровьесберегающей среды.
2.2. Основными источниками исследования явились: официальные материалы правительства Республики Казахстан; нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в дошкольных организациях Республики Казахстан: Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан», Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2015-2020 годы, Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан, Концепция государственной политики в системе образования, Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан, Конвенция о правах ребенка, Международная Конвенция ООН о правах ребенка, Устав дошкольной организации, базисный учебный план; работы казахстанских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, опыт практической деятельности.
ГЛАВА II
2.1. Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных программ.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий разработана «Программа здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации», которая является инструментом ориентации и интеграции усилий коллектива дошкольной организации к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
«Программа здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации» - комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Кадровое обеспечение программы.
Заведующая ДО:
• общее руководство по внедрению проекта: ежемесячный анализ реализации программы;
• контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Методист:
• нормативно – правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации программы;
• проведение мониторинга (совместно персоналом);
Медицинская сестра:
• обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
• определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;
• составление индивидуального плана реабилитации;
• гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.
Инструктор по физвоспитанию:
• определение показателей двигательной подготовленности детей;
• коррекции отклонений в физическом развитии;
• дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;
• закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
Инструктор по плаванию:
• определение показателей плавательной подготовленности детей;
• коррекции отклонений в развитии плавательных навыков;
• дыхательная гимнастика, занятия плаванием;
• закаливание (контрастный душ, обливание,сауна).
Воспитатели:
• внедрение здоровьесберегающих технологий;
• пропаганда ЗОЖ;
• закаливающие мероприятия;
• пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
• дыхательная гимнастика;
Педагог – психолог:
• внедрение здоровьесберегающих технологий;
• охранительный режим;
• коррекция отклонений в психическом развитии;
• методы психологической разгрузки.
Логопед:
• коррекция и устранение дефектов у детей;
• предупреждение возможных трудностей в процессе дошкольного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Заместитель заведующей по АХР:
• обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДО;
• создание материально – технических условий;
• контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы.
Повара:
• контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
Младший обслуживающий персонал:
• соблюдение санитарно – охранительного режима;
• помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
Компоненты здоровьесберегающего пространства ДО :
• группы,
• медицинский кабинет,
• спортивный зал,
• музыкальный зал,
• бассейн,
• холл, коридоры, лестничные проемы,
• кабинет педагога-психолога,
• кабинет логопеда,
• летняя спортивная площадка,
• участки на территории д/сада.
Основные принципы программы :
• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
• единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
• систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
• оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
• адресности (медико- педагогическое воздействие).
Основные направления программы :
• воспитательно – оздоровительное;
• лечебно – профилактическое;
• коррекционно – педагогическое;
Программа реализуется через следующие разделы:
• укрепление материально – технической базы ДО;
• работа с детьми;
• работа с педагогами;
• работа с родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. На новом этапе развития образования в Республике Казахстан и согласно Государственному стандарту первой и приоритетной задачей дошкольного образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». На основании полученных сведений можно сделать следующие выводы:
Созданное в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство позволяет качественно решать задачи по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности, с ранних лет заложить в сознании воспитанников любовь и уважение к занятиям физкультурой. Играя и наслаждаясь движениями, дошкольники овладевают основными когнитивными умениями, разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями, направленными на изучение и решение проблем.
Направление активной деятельности детей на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от условий детского сада к ситуациям окружающего мира и школьной жизни.
3. Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность через:
• повышение медико-педагогической культуры родителей;
• пропаганда общественного дошкольного воспитания;
• изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
• установка на совместную работу с целью решения всех медико-психолого – педагогических проблем развития ребенка;
• музыкально-оздоровительное просвещение родителей для создания комфортной среды в семье;
• включение родителей в музыкально-оздоровительнуюработу.
Используются следующие формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Дни открытых дверей.
3. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (музыкального руководителя,логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями
Беседы с ребенком
Наблюдение за ребенком