Папки-передвижки

Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации

Асель Максутовна Алиаскарова
Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…». Наше будущее и будущее нашего суверенного, независимого государства - Республики Казахстан зависит от того, какое воспитание, образование, развитие и здоровье получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.

Публикация «Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации» размещена в разделах

Надо признать, что за последние десять лет система дошкольного образования претерпела значительные перемены, характеризующиеся гуманизацией и демократизацией педагогического процесса, провозглашением личностно ориентированной парадигмы воспитания, созданием полипрограммного образовательного пространства. К сожалению, для здоровья детей непомерно высокой оказывается «физиологическая себестоимость» ряда программ и технологий. Подмена развивающих и оздоровительных начал дошкольного учреждения информационно-образовательными началами приводит к замедлению темпов созревания дошкольников, увеличению числа детей с дисгармоничным физическим развитием. Проблема ухудшения здоровья детей становится национальной. В Конституции Республики Казахстан, в Законе «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева подчеркивается беспокойство государства за будущее страны связанных с сохранением здоровья граждан Казахстана, а также важность решения задач реализация которых, несомненно, должна начинаться еще с детского сада. Поэтому проблемы здоровья детей поднимаются в ряде нормативных и концептуальных документов (Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан», "Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020годы")где акцентируется внимание на необходимости "… проведения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки детей и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей"

Актуальность: Полагаем, что назрела острая необходимость объединения усилий педагогов, психологов, медиков, других специалистов, семьи и самого ребенка в создании здоровьесберегающего образовательного пространства. Здоровьесберегающее образовательное пространство мы рассматриваем как часть педагогически осмысленной действительности, интегрирующей в себе потенциал учреждений образования, социокультурной сферы, семьи, ребенка, а также системы взаимодействий, направленных на повышение его физкультурно-оздоровительных возможностей. Ядром, главным звеном этого пространства может служить единое поле деятельности — дошкольное образовательное учреждение.

Это обусловило выбор темы исследования в следующей формулировке «Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации».

Объект исследования: здоровьесберегающее пространство дошкольной организации.

Предмет исследования: программа здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях дошкольной организации.

Цель исследования: разработка программы здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.

Гипотеза исследованиясостоит в том, что здоровьесберегающее пространство дошкольной организации обеспечит эффективные условия развития ребенка при условиях,еслиздоровьесберегающее пространство будет ориентировано на гармоничное развитие ребенка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, и интегрировано в различные виды жизнедеятельности дошкольников.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме здоровьесберегающего пространства дошкольной организации.

2. Составить программу здоровьесберегающего пространства дошкольной организации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов научно-педагогического исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы, нормативной документации дошкольной организации.

Преимуществаздоровьесберегающего образовательного пространства в условиях дошкольных организаций выражается в :

• устойчивом оздоровительном эффекте;

• высоком уровне учебной мотивации;

• творческом отношении к деятельности;

• увеличении количества детей с гармоничным сочетанием физического, психического и духовного развития.

Ведущая идея исследования заключается в том, что сформированное здоровьесберегающее образовательное пространство в условиях ДОУ будет способствовать сохранению, укреплению и развитию духовного, психического и физического здоровья субъектов как педагогического процесса, так и общества в целом.

Ожидаемые результаты:

• Создание банка информации по проблеме здоровьесберегающегопространствав дошкольной организации.

• Укреплениематериально-техническойбазы, способствующей психическомуифизическому здоровью дошкольников.

• Развитие разнообразных форм дополнительного образования детей в области физического воспитания и оздоровления дошкольников.

• Введение новых форм работы с детьми оздоровительных мероприятий, взаимодействие с социумом, с совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

• Разработка серия методических пособий для педагогических и административных работников дошкольных организаций по созданию условий для реализации образовательной области «Здоровье» через деятельность дошкольников в здоровьесберегающем пространстве дошкольной организации.

• Трансляция результатов здоровьесберегающей деятельности дошкольной организации на другие образовательные учреждения, научно-практические конференции областного, республиканского и международного уровней, публикации в предметных журналах и др.

И тогда будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентации на здоровый образ жизни, а также реализован весь механизм выполнения программы здоровьесберегающего пространства дошкольной организации.

ГЛАВАI

Концептуальные основы здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации

1.1. Понятие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения в психолого-педагогической литературе.

К основным понятиям исследования относятся понятия «здоровье», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающее пространство». Рассмотрим содержание каждого понятия.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержания состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению С. В. Попова определение, данное ВОЗ изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Г. Л. Билич и Л. В. Назарова дополняют определение ВОЗ двумя факторами: «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способности"

Сущность понятия «здоровьесберегающее образовательное пространство дошкольной организации -это единство воспитательно-образовательных и оздоровительных задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие психического физического и духовного здоровья детей.

1.2. Методологическая основа моделирования здоровьесберегающего пространства

Методологической основой моделирования здоровьесберегающего пространства дошкольной организации являются положения философии и психологии о деятельности и развитии личности, взаимосвязи общества и образования, системного подхода к изучаемым процессам и явлениям, педагогические теории и концепции гуманистического направления, непрерывного педагогического образования. Концептуальность опыта основана на совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для решения проблемы:

здоровье, здоровый образ жизни, укрепление здоровья (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, В. И. Дубровский, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, В. В. Марков и др.);

• определение содержания здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении и начальной школе (Л. И. Алешина, И. А. Аршавский, Т. В. Волосникова, СВ. Васильев, СМ. Десятое);

• определения содержания научно-методической работы (К. Ю. Белая, Л. В. Воробьева, Н. И. Кириченко, С. Ж. Гончарова, Л. И. Филатова и др.);

• особенности воспитания здоровьесберегающих ориентиров и навыков здорового образа жизни (Вайнер Э. Н., Маханевой М. Д., Дубровская Ю. А., Крупин Д. В., Пулукчу А. И.);

• особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом здоровьесберегающего пространства (научные труды Алямовской, Ю. Е. Антонова, В. Г.);

• гуманизация образования (Ш. А. Амонашвили, М. Н. Берулава, В. А. Караковский, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Е. А. Ямбург и др.);

• личностно-ориентированный подход к образованию (Е. В. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, В. В. Сериков, И. СЯкиманская и др.);

• концепции здоровьесбережения в образовании (И. А. Аршавский, И. И. Брехман, Л. И. Губарева, Ю. П. Лисицын, В. Н. Муравьева, Г. М. Соловьев и др.);

• теоретические положения о подвижной игре как приоритетном средстве развития личности дошкольника и укреплении его здоровья (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Т. И. Осокина, Д. Б. Эльконин и др.);

• исследования по проблемам формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (Л. В. Абдульманова, Б. Б. Егоров, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Ефименко и др.)

Ведущая педагогическая идея опыта: единое здоровьесберегающее образовательное пространство дошкольной организации является эффективным средством решения задач целостного развития дошкольников, если в дошкольной организации будет спроектирован комплекс организационно-педагогических и психолого-педагогических условий образовательной деятельности: благоприятный микроклимат в ДО, осуществление индивидуально-личностного подхода к детям, создание оптимальной здоровьесберегающей среды.

2.2. Основными источниками исследования явились: официальные материалы правительства Республики Казахстан; нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в дошкольных организациях Республики Казахстан: Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан», Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2015-2020 годы, Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан, Концепция государственной политики в системе образования, Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан, Конвенция о правах ребенка, Международная Конвенция ООН о правах ребенка, Устав дошкольной организации, базисный учебный план; работы казахстанских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, опыт практической деятельности.

ГЛАВА II

2.1. Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных программ.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий разработана «Программа здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации», которая является инструментом ориентации и интеграции усилий коллектива дошкольной организации к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

«Программа здоровьесберегающего пространства в дошкольной организации» - комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Кадровое обеспечение программы.

Заведующая ДО:

общее руководство по внедрению проекта: ежемесячный анализ реализации программы;

• контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Методист:

• нормативно – правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации программы;

• проведение мониторинга (совместно персоналом);

Медицинская сестра:

• обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

• определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

• составление индивидуального плана реабилитации;

• гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

Инструктор по физвоспитанию:

• определение показателей двигательной подготовленности детей;

• коррекции отклонений в физическом развитии;

• дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

• закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).

Инструктор по плаванию:

• определение показателей плавательной подготовленности детей;

• коррекции отклонений в развитии плавательных навыков;

• дыхательная гимнастика, занятия плаванием;

• закаливание (контрастный душ, обливание,сауна).

Воспитатели:

• внедрение здоровьесберегающих технологий;

• пропаганда ЗОЖ;

• закаливающие мероприятия;

• пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

• дыхательная гимнастика;

Педагог – психолог:

• внедрение здоровьесберегающих технологий;

• охранительный режим;

• коррекция отклонений в психическом развитии;

• методы психологической разгрузки.

Логопед:

• коррекция и устранение дефектов у детей;

• предупреждение возможных трудностей в процессе дошкольного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Заместитель заведующей по АХР:

• обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДО;

• создание материально – технических условий;

• контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы.

Повара:

• контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;

Младший обслуживающий персонал:

• соблюдение санитарно – охранительного режима;

• помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Компоненты здоровьесберегающего пространства ДО :

• группы,

• медицинский кабинет,

• спортивный зал,

• музыкальный зал,

• бассейн,

• холл, коридоры, лестничные проемы,

• кабинет педагога-психолога,

• кабинет логопеда,

• летняя спортивная площадка,

• участки на территории д/сада.

Основные принципы программы :

• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

• единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

• систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

• оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

• адресности (медико- педагогическое воздействие).

Основные направления программы :

• воспитательно – оздоровительное;

• лечебно – профилактическое;

• коррекционно – педагогическое;

Программа реализуется через следующие разделы:

• укрепление материально – технической базы ДО;

• работа с детьми;

• работа с педагогами;

• работа с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. На новом этапе развития образования в Республике Казахстан и согласно Государственному стандарту первой и приоритетной задачей дошкольного образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». На основании полученных сведений можно сделать следующие выводы:

Созданное в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство позволяет качественно решать задачи по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности, с ранних лет заложить в сознании воспитанников любовь и уважение к занятиям физкультурой. Играя и наслаждаясь движениями, дошкольники овладевают основными когнитивными умениями, разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями, направленными на изучение и решение проблем.

Направление активной деятельности детей на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от условий детского сада к ситуациям окружающего мира и школьной жизни.

3. Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность через:

• повышение медико-педагогической культуры родителей;

• пропаганда общественного дошкольного воспитания;

• изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

• установка на совместную работу с целью решения всех медико-психолого – педагогических проблем развития ребенка;

музыкально-оздоровительное просвещение родителей для создания комфортной среды в семье;

• включение родителей в музыкально-оздоровительнуюработу.

Используются следующие формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2. Дни открытых дверей.

3. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (музыкального руководителя,логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).

Методы, используемые педагогами в работе:

Анкета для родителей.

Беседы с родителями

Беседы с ребенком

Наблюдение за ребенком

Публикации по теме:

Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.

Утренняя гимнастика детей в дошкольной организации летом Утренняя гимнастика является одним из существенных компонентов режима дня ребёнка. Летом появляется возможность проводить утреннюю гимнастику.

Декоративное озеленение участка дошкольной образовательной организации В дошкольной образовательной организации дети проводят достаточно много времени, поэтому они должны себя чувствовать здесь комфортно. Поскольку.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

Особенности общей организации образовательного пространства Особенности общей организации образовательного пространства Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание.

Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.

Презентация на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ для сохранения здоровья дошкольника» Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ для сохранения здоровья дошкольника. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных.

Презентация «Педагогический мониторинг в дошкольной организации» Мониторинг • Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного.

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации «Экологическая развивающая среда в ДОУ» Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий.

Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации
Опубликовано: 29 мая 2019 в 12:21
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации» (включая файлы) размещена пользователем Асель Максутовна Алиаскарова (УИ 1068898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД