Наталья Климова
Конференция ДОУ «Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС» (из опыта работы учителя-логопеда)
▼ Скачать + Заказать документы
Конференция ДОУ
Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС (из опыта работы учителя-логопеда)
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение.
Публикация «Конференция ДОУ „Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС“ (из опыта работы учителя-логопеда)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Исходя из вышесказанного, я поставила для себя цель: создание необходимых условий для неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я выбрала темой своего педагогического проекта по самообразованию тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО». Работаю в этом направлении третий год. Продумала направления деятельности, изучила разнообразные методические источники. Для того чтобы продуктивно спланировать работу с родителями, необходимо их изучить. Поэтому я начала с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В своей статье мне хотелось бы поделиться тем небольшим инновационным опытом, который у нас есть в результате реализации озвученного проекта.
В своей работе с родителями мы используем следующие интересные, на мой взгляд, формы :
1. «Почтовый ящик», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т. е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
2. Современные родительские собрания
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной проектной деятельности. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка. Организуя таким образом родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. И в этом году у нас была запланирована экскурсия в автогородок. Первыми помощниками выступили родители. По итогам была сделана стенгазета «Наша первая экскурсия» педагогами совместно с детьми, и диск с видеозаписью этой поездки.
3. Наглядно-информационные формы :
Мы постоянно оформляем групповые стенды типа:
• “Для вас, родители”, содержащие информацию о повседневной жизни группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
• “Советы и рекомендации” под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам.
• «Творим и создаем» - уголок рисунков и поделок детей по аппликации, конструированию и лепке.
• «Хотим сказать «спасибо». В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку горки!», «Спасибо за проведенный ремонт в группе!», «Спасибо всем, кто принял участие в летнем оформлении нашего участка!»)
• Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Так, например, вместе с детьми мы изготавливаем стенгазеты для наших пап и мам на праздники, в которых пишем самые теплые слова поздравлений. (Стенгазета к дню матери, 8Марта, 23 февраля, стенгазета к Дню Святого Валентина).
Недавно создали книгу отзывов и предложений. Здесь родители могут написать нам отзывы о проведенных мероприятиях, поздравления с праздником, пожелания о предстоящих мероприятиях. Наша книга начата с теплых слов благодарности.
Есть уголок, где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима и детям, и родителям.
У нашей группы есть свой сайт «Мишкины малыши», там размещена полезная информация для родителей нашей группы, родители могут общаться между собой, задавать вопросы воспитателям, и просто быть в курсе жизни нашей группы.
4. Досуговые формы работы с родителями
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
• Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
• Встречи с интересными людьми.
Иногда мы приглашаем в гости родителей наших воспитанников с различными увлечениями, разносторонними интересами. Здесь родители - не пассивные зрители, а активные участники. Они рассказывают о своей профессии или хобби, показывают детям результаты своей деятельности. Эти встречи имеют не только познавательное и развивающее значение, но и являются своеобразным психотерапевтическим средством. Просто надо увидеть глаза ребёнка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего дня в детском саду.
• День дублера. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Основной целью Дня дублера является просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы. Проще говоря, родители в этот день выполняют роли воспитателей. С чего мы начали данное мероприятие?
Сначала мы провели активную работу с родителями по привлечению их к Дню дублера. Определили желающих поучаствовать в мероприятии родителей-дублеров, познакомили их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с темой недели, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении занятий. Родителям была подобрана методическая литература, предварительно обсудили каждое образовательное мероприятие.
С начала рабочего дня воспитатели-дублё ры активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, дидактическую игру, организовали завтрак, занятие по технике оригами, организацию прогулки и игр на свежем воздухе, чтение сказки перед сном, проведение закаливающей гимнастики после сна.
Для нашей группы это был первый опыт, но это был интересный, насыщенный день для всех участников этого мероприятия. Эмоций было очень много и у детей, и у родителей!
Родители, принявшие участие в Дне дублера, на очередном родительском собрании рассказали всем о том, что у них получилось, о своих трудностях, о своих переживаниях, которые они испытывали во время работы с детьми, и том, какое это счастье видеть горящие глазки детей. После этого многие родители, которые близко боялись подойти к детям, высказали свое желание попробовать в следующем году побыть в роли воспитателя.
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился уровень их педагогической компетентности. Укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. У нас в саду проходила выставка рисунков, открыток, газет совместного творчества к празднику «День победы», выставка из природного материала «Дары природы», родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Елочка – красавица» - конкурс поделки к Новому году. Два года подряд мы занимаем призовые места в конкурсе «Укрась участок», где совместно с родителями зимой делаем огромную горку, снежные лабиринты и много ледяных фигур, а летом наш участок украшают цветочные клумбы, садовые фигурки.
Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами и благодарностями на общих утренниках, собраниях.
Заключение
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Литература:
1. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
2. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5.
3. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5.
4. Давыдова, О. И. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128 с.
5. Осипова, Л. Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.