Уварова Елена
Консультация для педагогов «Коммуникация у детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация у детей с РАС
В большинстве случаев трудности в общении, которые ассоциируются с аутизмом, проявляются очень рано, ещё до того, как ребёнок начинает говорить.
Эми Клин и его коллеги уже много лет изучают движения глаз младенцев с помощью специального оборудования, которое регистрирует, куда смотрит ребёнок. Малыши, у которых позже диагностируют расстройства аутистического спектра, и типично развивающиеся дети до 4– 5 месяцев показывают одинаковые результаты: они смотрят на лицо взрослого. Однако у детей с РАС в возрасте 5–6 месяцев наблюдается резкое снижение времени, которое они проводят, глядя в глаза взрослому, по сравнению с типично развивающимися детьми. С возрастом этот показатель продолжает снижаться, и к двум годам продолжительность визуального контакта ребёнка с РАС со взрослым становится вдвое меньше, чем у его ровесника без диагноза «аутизм».
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Согласно исследованиям Эми Клина, около 25–30 % детей с аутизмом перестают говорить или даже произносить отдельные слова к двум годам. Возможно, эти дети просто повторяли звуки, которые слышали от родителей, из мультфильмов или игрушек. Некоторые дети теряют не только речь, но и социальные навыки. Родители детей с РАС часто рассказывают, что до двух лет их ребёнок активно общался, у него были первые слова, но затем развитие речи остановилось или даже потерялись уже приобретённые навыки.
Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у типично развивающихся детей : обычно она начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных областях.
В процессе общения у детей с аутизмом могут возникать сложности. Они могут не слышать обращённую к ним речь, воспринимать её буквально или реагировать только на отдельные слова.
Некоторые дети с РАС могут повторять слова и выражения, услышанные ранее, вместо того чтобы использовать их для коммуникации. Это явление называется эхолалией и не всегда является попыткой общения.
Также у детей с аутизмом могут быть трудности с невербальной коммуникацией. Они могут не смотреть на собеседника, использовать меньше жестов или не использовать их вовсе, а также испытывать трудности в интерпретации жестов и выражений лиц других людей.
У некоторых детей с аутизмом могут быть проблемы с громкостью речи. Они могут говорить слишком тихо или слишком громко.
Для детей с аутизмом может быть сложно начать разговор, продолжить общение, подобрать слова и выразить свои мысли и эмоции.
У типично развивающихся детей коммуникативные навыки формируются в процессе общения. Однако детям с аутизмом может потребоваться специальная помощь для развития этих навыков.
Например, ребёнок может успешно просить о предметах или активностях, используя слова или картинки, но при этом для выражения протеста использовать более примитивные формы общения, такие как крик или плач.
Другой пример — трудности с ответами на вопросы, которые часто возникают у людей с РАС. Многие дети с большей вероятностью повторяют вопрос, чем отвечают на него.
У некоторых детей с аутизмом могут быть значительные трудности с использованием местоимений и предлогов.
Серьёзные проблемы в области коммуникации у детей с РАС могут привести к фрустрации и нежелательному поведению. Когда ребёнок не может выразить своё желание или нежелание, он может разозлиться, бросить предмет или ударить человека.
Если не научить ребёнка вежливому привлечению внимания других людей, он может использовать доступные ему способы, такие как капризы, протест и истерики.
Чтобы снизить уровень тревоги и фрустрации, можно обучить ребёнка альтернативным способам коммуникации, таким как использование картинок или жестов. Однако важно дать ребёнку понять, что коммуникация должна быть взаимной, и мотивировать его к этому.
Некоторым детям с РАС может быть трудно передавать сообщения о чём-то абстрактном или не присутствующем в поле зрения. Они могут испытывать трудности с различением событий прошлого и будущего. Им может потребоваться дополнительная помощь, чтобы рассказать о другой ситуации в конкретной ситуации. В таких случаях хорошо работают зрительные подсказки-напоминания.
Социальная коммуникация, как один из основных дефицитов, одинаково сложна для всех детей с РАС, включая тех, у кого хорошо развиты речевые навыки.
Для того чтобы научиться эффективно общаться, детям необходимо практиковаться в специальных игровых ситуациях. Например, можно предложить ребёнку представить, что он находится в определённой ситуации и ему нужно что-то сказать.
Умение говорить по очереди — важный навык, который также необходимо развивать. Это можно делать, используя различные игровые ситуации.
Важно научить ребёнка вести диалог, а не просто задавать вопросы или говорить без остановки.
Дети, которые испытывают трудности в общении, могут избегать социальных ситуаций или использовать неприемлемое поведение, чтобы выразить свои мысли.
Понимание этих проблем и использование методов поддержки и развития рецептивной и экспрессивной речи помогут снизить уровень тревоги и поддержать эмоциональное состояние ребёнка.