Елизавета Новожилова
Компьютерные игры в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Двадцать первый век- век технологий. Технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека и ребенка соответственно. Современные дети отдают большее предпочтение именно компьютерным играм, чем играм в обычные игрушки. Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада. Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира. Данная тема меня заинтересовала тем, что в процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро-вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагается для детей дошкольного возраста ряда видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры. [1] Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических, ролевых, компьютерных играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен, то ребенок реализует себя в игре. Как отмечал А. Н. Леонтьев цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги. С. Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Исследователи (И. Ю. Пашелите Г. П. Петку) отмечают, что включение компьютера в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения должно осуществляться через игру, рисование, конструирование и другие естественные для ребенка виды деятельности, подчеркивают необходимость тесной взаимосвязи компьютерных игр с традиционными играми и занятиями детей. Ярусова Е. А. считает основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей. Противоречия теории и практики заключаются в том, что, несмотря на требования ФГОС ДО, педагоги недостаточно уделяют времени на внедрению и использованию компьютерных игр для работы с детьми. В большинстве случаев это происходит по причине отсутствия оборудования в детских садах. Также зачастую происходит неправильный подбор компьютерных игр, которые негативно сказываются на развитие ребенка. Проблема исследования: Какое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста оказывают компьютерные игры? Объект исследования: Процесс развития детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: Компьютерные игры как средство развития старших дошкольников. Цель исследования: Теоретическое обоснование развивающего значения компьютерных игр в работе воспитателя со старшими дошкольниками. Задачи исследования: 1) Раскрыть психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. 2) Описать возможности компьютерных игр для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. 3) Обобщить опыт практикующих педагогов в применении компьютерных игр в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. 4) Разработать картотеку развивающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста. Методы: Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, подбор практических материалов.