Медарисова Светлана
Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей «группы риска» дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплект материалов
по формированию и развитию эмоциональной сферы детей группы «риска» среднего и старшего дошкольного возраста.
В комплект входят :
1. Дидактическая игра «Колпачок эмоций».
2. Альбом «Проблемные ситуации».
3. Театрализованная игра: «Конструктор или калейдоскоп перевоплощений эмоций или масок».
4. Книжка- малышка: «Детские истории».
Публикация «Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей „группы риска“ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Автор: Медарисова Светлана Владимировна
педагог- психолог МБДОУ №52
г. Ковров
Комплект материалов
по формированию и развитию эмоциональной сферы детей группы «риска» среднего и старшего дошкольного возрас та.
Пояснительная записка.
Актуальность.
"Необходимо научить ребёнка с детства
волноваться чужим несчастьям,
радоваться радостям другого,
пробудить в восприимчивой душе эту
драгоценную способность
сопереживать, сорадоваться,
сострадать…”
К. И. Чуковский
Проблема детей, имеющих различные отклонения от норм социального развития, является наиболее актуальной в современном российском обществе и наименее изученной. Управлением образования Администрации г. Коврова приказ № 1674 от 18 октября 2011года «О направлении методических рекомендаций по выявлению и сопровождению несовершеннолетних «группы риска»
в образовательных учреждениях» в целях методической поддержки социально – психологической службы. Поэтому необходимо обратить внимание на состояние эмоциональной сферы личности ребёнка, так как эмоциональная сфера дошкольников выражается в лёгкой отзывчивости на происходящие события, в непосредственности и откровенности своих переживаний- радость, печаль, страх, удовольствие или неудовольствие, предчувствие неприятностей, неудач, неуверенность в своих силах, большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются, мимика других воспринимается часто неверно, также, как истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям дошкольника. В связи с этим дети и попадают в группу «риска». В результате сложившейся проблемы мною был разработан комплекс материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы дошкольников, который научит детей управлять своим поведение и внутренним состоянием, отношением к окружающей действительности и к самому себе, поможет детям в улучшении коммуникативности и общего эмоционального самочувствия, эмоциональной возбудимости, снизит уровень импульсивности, тревожности. А сделать это очень просто и доступно в процессе игрового общения. Игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Ведь эмоциями и выражениями своих чувств в непринуждённом общении и вхождении в игру можно выразить всё своё эмоциональное положительное и отрицательное внутреннее состояние.
Игровой комплект можно использовать, как индивидуально, так и с группой или подгруппой детей среднего и старшего дошкольного возраста. Рекомендован педагогам- психологам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. Использовать игры на эмоциональную сферу дошкольников в различных видах деятельности:
*Театрализованной деятельности, так, как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театрализованных постановках дети проявляют активное отношение к действительности, передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей.
* Еще одним средством развития эмоциональной сферы ребенка является изобразительная деятельность. На занятиях по изобразительной деятельности мы стараемся особое внимание уделять не операционной стороне рисования (владение техникой, технологией и материалами, а «пробуждению» эмоций ребенка.
Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах помогает понять собственно человеческие эмоции, различать и дифференцировать эмоциональное состояние, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций.
*Развитие речи.
Дети придумывают истории, учатся решать проблемные ситуации, перевоплощаются в мир окружающего и пытаются разговаривать на языке этого персонажа.
Новизна:
• движение объекта на неподвижном фоне;
• общие интересы;
• вхождение в эмоциональное состояние партнёра;
• внезапное появление проблемы, которую необходимо разрешить эмоциями и чувствами с целью удовлетворения потребностей подгруппы детей;
• установкой на внимание, которая задается предыдущими обстоятельствами, ожиданием определенного хода событий;
• согласованностью информации, поступающей от объекта, с наличным содержанием сознания сверстника;
• быстрой и правильной ориентации ребёнка в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл;
• использование игрового пособия на интегрированных занятиях (изодеятельность, развитие речи, социализация, музыкальном занятии).
Цель:
повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности, эмоционального комфорта.
Задачи:
Выявить особенности эмоциональной сферы личности дошкольников и психологические нарушения в ней, с целью коррекции.
Развивать эмоциональную сферу детей.
1. Продолжать расширять и систематизировать знания детей, по коррекции эмоциональной сферы, способствуя открытому проявлению детских эмоций через различные социально-приемлемые способы (словесные, игровые, творческие, учить понимать чувства других по мимике, жестам, интонации, голосу (сверстника и взрослого).
2. Активизировать импрессивный (переживание) компонент эмоциональной сферы с помощью вариативных методик (музыкотерапия, объективизируя актуальные и эмоциональные переживания.
3. Обогащать словарный запас детей – синонимами, обозначающими эмоции (радостный, веселый, яркий, ликующий, праздничный, жизнерадостный, бодрый, лучистый, приятный и др)
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно самому и окружающим.
Прогнозируемый результат:
В результате включения и участия детей в мире эмоций будет прослеживаться положительная динамика развития эмоциональной сферы.
У детей снизится уровень тревожности, уменьшится количества страхов. Они научатся адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно реагировать на них. Повысится произвольность адекватного поведения, исчезнет скованность, напряжённость, заметно изменится характер взаимоотношений со сверстниками, дети будут чувствовать себя более спокойными, удовлетворенными, находясь в состояние эмоционального комфорта. Число детей находящихся в группе «риска» заметно снизится.
В комплект входят :
1. Дидактическая игра «Колпачок эмоций».
Варианты игры:
- «Подбери эмоцию и придумай историю»
- «Коллективное составление эмоций и придумывание историй, сказок завершающая начальную составленную эмоцию»
- «Составление эмоций по внезапным проблемным ситуациям»
-«Подбор цветового настроения для данной истории, героя»
В комплект входит колпачок с цветовыми полосками настроений.
Лица смайликов с прическами, двигающаяся полоска глаз с бровями, двигающаяся полоска рта.
2. Альбом «Проблемные ситуации».
В альбом входят:
Наборы карточек с проблемными ситуациями.
Обыгрывание ситуаций с помощью масок, составленных из деталей.
Обыгрывание ситуаций с эмоциями с подбором настроения.
3. Театрализованная игра: «Конструктор или калейдоскоп перевоплощений эмоций или масок».
В комплект входят :
наборы лиц, детали глаз, бровей, рта, прически.
4. Книжка- малышка: «Детские истории».
Обыгрывание историй с помощью масок, и на колпачке эмоций.
Придуманные и записанные истории, сказки детей.
Инструкция по применению:
Дидактическая игра «Колпачок эмоций» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста).
Количество участников: 5-6 человек.
Материалы : поле с изображением безликих лиц с волосами, колпачок с полосками разных цветов, двигающиеся наборы глаз и рта.
Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные
эмоции и чувства.
1ый вариант игры.
Желающему первому (ведущему) ребёнку предлагается выбрать понравившееся безликое лицо и предложить придумать начало истории и в соответствии с эмоцией персонажа подобрать ему глаза и рот с помощью двигающихся элементов, и с помощью двигающего калпачка над героем установить полоску такого цвета, какого цвета настроение у этого героя, на что похоже его настроение, с чем его можно сравнить. Остальные дети уже выбирают ту эмоцию, по которой они хотели бы продолжить начатую ведущим историю, следующий участник стоящий рядом с ведущим придумывает продолжение начатой истории ведущего, но уже ориентируясь на своего персонажа, историю продолжает следующий (третий ребёнок) соответственно по эмоции своего персонажа, но продолжая начатую историю уже второго игрока, игра продолжается до тех пор, пока пятый участник не расскажет свою историю, но уже заключающуюся на первом персонаже. Задача состоит в том, чтобы цепочка начатой истории не перешла в другое русло, а дети могли пережить истории и эмоции своего партнёра, а приобрело законченность истории. Игра может продолжаться, но следующий ребёнок теперь выбирает лицо и подбирает эмоцию с началом истории, рассказа, сказки по желанию ведущего. лица неожиданно приобретают.
2ой вариант игры.
Определяется ведущий, дети сами решают, кому уступить место, если оказалось много желающих, ищут приемы выбора (с помощью считалки, среди девочек или мальчиков, или по жребию). Ведущий выбирает как и в первом варианте себе героя, но второй участник уже рассказывает не по эмоции, которая у него внезапно определилась, а подыскивает свой вариант выбора, но история начатая ведущим всё же не прерывается, а продолжается и должна иметь законченность начатого варианта.
3ий вариант игры.
Начинается игра с ведущего, дети также выбирают себе персонажа, но теперь психологом предлагаются проблемные ситуации, предложенные в альбоме, дети просматривают картинку ведущий из детей предлагает начало истории и так же как во 2ом варианте начинается обыгрывание с помощью эмоций, составленных по желанию ребёнка, но задача в том, чтобы решить проблемную ситуацию сообща всем вместе.
Театрализованная игра:
«Конструктор или калейдоскоп перевоплощений эмоций или масок».
Данная игра познакомит детей с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, калейдоскоп поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье. Пособие может использоваться как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности детей.
Материал : на одну маску два набора бровей, рта, причёски.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства, снятие эмоционального напряжения.
Количество участников: 6 человек (воспитателям можно использовать и изготовить маски на группу детей, но добавив (причёски, рот, брови.)
1 вариант.
Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2вариант.
Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица- эмоцию. Затем проигрывают ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком, мамой или папой и сыном или дочкой.
3ий вариант игры (для детей среднего и старшего дошкольного
возраста).
Ведущий выбранный детьми аналогично, как в «Колпачке эмоций» придумывает историю, рассказ или сказку и с помощью деталей одевает свою маску, приобретая ей определённую эмоцию, держа маску у своего лица за палочку начинает от имени героя историю, тот ребёнок, который придумал продолжение добавляет своей маске определённую эмоцию и продолжает проигрывать ситуацию со своей маской, но уже обращаясь словесно к первому персонажу, и так подключаются остальные дети, история должна приобрести законченный вариант. Задача перед детьми проигрывать небольшие истории.
4 ый вариант игры (для детей старшего дошкольного возраста)
Дети с помощью картинки в альбоме: «Проблемные ситуации» предложенной проблемной ситуации психологом заранее обговаривают продолжение истории и выхода из проблемной ситуации между собой, определяют эмоциональное состояние каждого героя и начинают театрализованно обыгрывать.
5ый вариант (для детей среднего и старшего дошкольного возраста).
Дети заранее придумывают сказки, истории, рассказы составленные дома или вместе с детьми, психолог, воспитатель записывает их в книжку- малышку, а затем дети обыгрывают эти истории с помощью масок, перевоплощаясь в героев.