Наталья Казакова
Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данная методическая разработка основана на использовании сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Сказкотерапия является интегративным средством формирования у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции. Через сказку ребёнок может примерить на себя различные роли, принимать соответствующие ей решения, затем этот положительный опыт перенести в реальную ситуацию.
Публикация «Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обоснование использования инновационной технологии сказкотерапии
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности, а именно эмоционально-волевой сферы дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливать его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Так, истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Переживание успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство по уголку природы. Иными словами, роль эмоций в развитии дошкольников трудно переоценить. Нельзя забывать и тот факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Эмоции не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и воспитания ребенка.
Проблема эмоций в современной общей педагогике разработана существенно меньше, чем другие области педагогического знания. Нерешенных вопросов педагогики эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Актуальность исследования определяется и тем, что в нашем обществе происходит увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии. Впоследствии эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы.
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что дети дошкольного возраста требуют специальной развивающей работы, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников, обогащение их чувственного опыта. Таким направлением развивающей работы может быть сказкотерапия.
Многие педагоги применяют магическое воздействие сказки в своей работе в процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако педагогические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества терапевтических приёмов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Новизна данной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории - модная на сегодняшний день тема. Педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Мы же остановимся на формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребенка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.
Цель работы: выявить эффективность использования сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Объектом методической работы является формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Предметом является использование сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
В работе была выдвинута следующая гипотеза: формирование эмоциональной сферы дошкольников будет эффективным, если:
1. Будет реализовываться педагогическая программа, которая строится на основе одной сказки, через которую дети узнают о чувствах внутри нас.
2. На каждом занятии через сказочный сюжет знакомить детей со значением каждой эмоции.
3. На занятиях использовать игры и упражнения, направленное снятие эмоционального напряжения.
4. Осуществлять интеграцию сказкотерапии с продуктивной деятельностью, музыкой, коммуникацией, социализацией.
Практическая значимость определяется тем, что проведена экспериментальная работа по изучению эмоционального формирования дошкольников. Это дает возможность разработать научно обоснованную и достаточно эффективную психолого-педагогическую программу формирования эмоциональной сферы детей посредством сказкотерапии.
Теоретические основы изучения сказкотерапии
как инновационной технологии формирования эмоциональной сферы дошкольников
В последнее время появляются новые инновационные методы коррекции. Один из таких методов – сказкотерапия, появившаяся на рубеже 60 – 70-х гг. в., обоснованная М. Эриксоном и в дальнейшем развитая его учеником В. Росси. В России метод начал использоваться с начала 90-х гг. Техника была использована в разработке авторских терапевтических сказок, историй и метафор И. В. Вачковым, С. К. Нартовой-Бочавер, Д. Ю. Соколовым и другими.
Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии, в целом, и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка.
М. Эриксон обосновал использование метафоры (образа, символически моделирующего аспекты проблемной ситуации субъекта) в терапевтических целях тем, что именно непрямое, опосредованное художественными средствами обсуждение проблемы поможет обратить воздействие к сознанию и бессознательному ребенка.
Возникнув в последние годы, как самостоятельное направление практической психологии, сказкотерапия сразу же приобрела огромную популярность. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [7]. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. «Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат тайны.»
Исходя из вышесказанного, сказкотерапия - это не просто направление в психотерапии, а «. синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур».
В последние годы термин «сказкотерапия» все чаще встречается в специальных и популярных изданиях. Правда, в педагогике еще встречается термин «сказкокоррекция», но вряд ли между ними существует большая разница. И то, и другое подразумевает, прежде всего, лечение сказками. С другой стороны, знание испокон веков передавалось через истории, сказки, легенды, мифы. Проблема лечения сказками раскрывается в работах A.B. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Дж. Родари, Д. В. Соколова, М. -Л. фон Франца [5,6].
Сказка дает сокровенное, глубинное знание не только о себе, но и об окружающем мире, о процессе его развития. Такое знание, не оставляя непонятным сам механизм развития мира, безусловно, лечит.
Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, дает следующее определение сказки : «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение и легло в основу научного определения сказки, помогая отграничить его от других родственных ей образований. То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, ни сколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка - «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого - сообщить какие-то сведения».
Именно сейчас, на данном этапе формирования педагогики и психологии, к сказке интуитивно тянутся люди: перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия - это лечение сказкой, совместное педагога с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент педагогическими и психотерапевтическими.
Таким образом, сказкотерапия – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказка адресована живому творческому созидательному «детскому началу» в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок [14].
Сказкотерапия - замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный. Самое главное он подходит для работы с клиентом любого возраста. Кроме того, он, способен синтезировать с психоанализом, гештальттерапией, звукотерапией и т. д.
В занятия по комплексной сказкотерапии с детьми дошкольного возраста помимо чтения и обсуждения сказок включают следующие группы упражнений, каждое из которых направлено на достижение определенных целей и задач, направленных на формирование личности детей :
1. Расслабление по контрасту с напряжением.
2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхание.
3. Расслабление – медитация.
4. Упражнения на дыхание (физиологическое, речевое, в сочетании с голосом, движениями).
5. Речевые упражнения.
6. Упражнения на развитие голоса, интонации
7. Развитие слухового и зрительного внимания.
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
9. Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений.
10. Упражнения, включающие в себя ходьбу, бег, преодоление препятствий.
11. Упражнения с элементами танцев.
12. Упражнения в превращение в растения, животных, героев сказок, предметы [11].
Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребёнком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребёнка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем [12].
Различается директивный и недирективный подходы в сказкотерапии. В директивной терапии педагог руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль педагога снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.
Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек, включенных в группу.
Таким образом, сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Кроме того, сказка обладает такой притягательной силой, которая позволяет ребёнку свободно мечтать и фантазировать.
Анализ результативности использования сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников
В ходе исследования была проведена диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» для детей дошкольного возраста, которая разработана Е. И. Изотовой [3].
Целями данной диагностики являются:
1. Выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
2. Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний;
3. Определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).
4. Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
5. Выявление фактора эмоциональной напряженности.
Общий вывод: По результатам диагностики формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
- Большинство детей группы имеют средний уровень формирования эмоциональной сферы. Эти дети эмоционально открыты, доверчивы. Они понимают и называют эмоции. Их мимика достаточно активна.
- Воспитанники группы полностью отличают эмоции по эталону, выделяют положительные и отрицательные эмоциональные эталоны.
- Есть дошкольники, у которых достаточно низкий уровень формирования эмоциональной сферы. У таких детей проблемы с социализацией, овладением способом выражения эмоций, недостаток эмоциональности.
Система работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии
На основе теоретического изучения данной проблемы и проведения эмпирического этапа диагностики уровня сформированности эмоциональной сферы дошкольников было принято внедрить в образовательную деятельность с дошкольниками систему работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну внутри нас».
Заключение
Была внедрена система по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии. Развивающая работа была представлена рядом занятий с использованием сказкотерапии, игровых упражнений, релаксационных приемов, специальных игр на развитие эмоциональной сферы.
Все занятия строились на основе одной сказки. Посредством такого сказочного путешествия дети узнают, о том, какие бывают чувства и эмоции; что происходит, если страной завладеют отрицательные чувства, что такое «мера» и для чего она нужна. На каждом занятии дети учатся справляться со своими негативными качествами; учатся работать совместно друг с другом, в команде, а что самое развивают
В предложенных занятиях дети охотно и активно участвовали. Они с интересом слушали представленные их вниманию произведения, активно беседовали по прочитанным сказкам, с большим желанием участвовали в драматизации сказок.
Дети с нетерпением ждали следующего занятия, полученный на занятиях опыт дети переносили в повседневную жизнь: сюжетно-ролевую игру, режимные моменты, свободную деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми.