Чуракова Галина
Комплексы дыхательных упражнений, применяемые при работе с детьми ЗПР дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексы дыхательных упражнений, применяемые при работе с детьми ЗПР дошкольного возраста.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью - актуальная задача современного образования. В процессе обучения школьников с ЗПР возникает необходимость всестороннего развития учащихся, а также сохранения и укрепления здоровья.
Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровление организма.
Темочки:
Она направлена на решение следующих задач:
o насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
o повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
o нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
o развитие силы, плавности и длительности выдоха.
В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
При помощи дыхательной гимнастики можно добиться расслабления, медленный выдох помогает, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это особенно актуально при работе с агрессивными детьми и детьми-аутистами, которые непрерывно находятся в состоянии психоэмоционального напряжения. А также с детьми с задержкой психического развития.
ЗПР - задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объеме и непрочна.
Применительно к младшим школьникам с ЗПР целью использования дыхательной гимнастики может стать не только развитие плавности высказывания, но и отработка навыка чтения целыми словами, осознанность, выразительность чтения. Помимо этого, дыхательные упражнения положительно влияют на организм в целом, успокаивают и расслабляют учащихся.
Тренировать дыхание несложно – можно надувать с ребенком мыльные пузыри, сдувать бумажки со стола, дуть на одуванчики или горячий чай… Все это помогает развивать легкие ребенка, увеличивать их жизненную емкость и объем.
Существует и специально разработанные упражнения. Приступая к их выполнению, помните, что проводить гимнастику нужно в хорошо проветренном помещении, а также на свежем воздухе (если нет противопоказаний) при температуре выше 10 градусов и ветре до 3 м/с. Сначала достаточно заниматься по 2 минуты дважды в день. Затем продолжительность занятий можно увеличивать до 3-4 минут три раза в день. Перед началом занятий, если это необходимо, проведите гигиену носовой полости ребенка.
Есть и противопоказания: дыхательную гимнастику не стоит проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости. Внимательно нужно следить за самочувствием ребенка во время гимнастики – если он сильно закашлялся, жалуется на головокружение или общее недомогание, то нужно немедленно прекратить занятия и проконсультироваться с врачом.
Игра «Султанчик» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Учитель предлагает подуть на султанчик, обращая внимание учащегося на то, с какой интенсивностью разлетаются полоски.
Игра «Бабочка»
Учитель показывает бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой и предлагает подуть на нее. Бабочка летает.
Упражнение «Загони мяч в ворота»
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», учащиеся попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
Игра «Капелька»
Сначала надо капнуть краской на лист бумаги, а затем подуть на нее через соломинку, капля «бежит» и оставляет за собой след.
Упражнение «Поясок»
Встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.
Упражнение «Повороты головы»
Встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
Игра «Задуй свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.