Людмила Малинчан
Комплексное занятие по реализации НРК для детей 6–7 лет с ЗПР «В нашем округе большом очень дружно мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и эмоциональной сферы для детей 6-7 лет
с задержкой психического развития
Тема: «В нашем округе большом
очень дружно мы живем»
Ивлиева И. А. - учитель - дефектолог
Малинчан Л. Ю. - учитель - дефектолог
ГБДОУ НАО
«Детский сад «Ромашка»
г. Нарьян-Мар 2016 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Комплексное занятие по реализации НРК для детей 6–7 лет с ЗПР „В нашем округе большом очень дружно мы живем“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Комплексное, обобщающее коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и эмоциональной сферы составлено с учетом возраста детей 6-7 лет и особенностей детей с задержкой психического развития.
Для детей с ЗПР характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи, мышления, восприятия).
Основной целью занятия является воспитание патриотических и интернациональных чувств. Программный материал по данной теме осуществляется через систему коррекционно-развивающих игр и упражнений, которые направлены на коррекцию и развитие интеллектуальной и эмоционально - личностной сферы детей ЗПР.
Литература:
1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М. : «Гном-Пресс», 2002.
2. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. -М. : Просвещение, 1988.
3. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М. :Айрис-пресс, 2004.
4. Жуковская Р. И, Виноградова Н. Ф, Козлова С. А. Родной край. -М. : Просвещение, 1985.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М. : «Владос».
6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под. ред. С. Г. Шевченко. -М. : Школьная Пресса, 2003.
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и эмоциональной сферы.
Тема: В нашем округе большом очень дружно мы живем.
Общеобразовательные задачи:
Углубить и систематизировать знания детей по пройденным лексическим темам «Наша Родина-Россия», «Национальная кукла», «Столица нашей Родины- Москва», «Наш родной край», «Мой город».
-Обогащать знаниями детей об окружающей действительности.
-Обогащать и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.
-Ввести в активный словарь существительные: родина, страна, округ, Россия, столица, город, флаг, дружба, Нарьян-Мар, русский, ненец, коми, белорус, украинец; прилагательные: огромная, любимая, дружная, многонациональная, ненецкий, автономный; глаголы: дружить, уважать, помогать, выручать.
-Продолжать учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
- Развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения и использовать их в речи.
- Формировать умение выражать свои мысли.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать мыслительную деятельность детей (анализа, синтеза, обобщения, сравнения рассуждения, умозаключения).
-Развивать слуховое и зрительное восприятие.
-(Развивать память, воспроизводить по памяти накопленные знания для
решения поставленных педагогом задач.
-Продолжать развивать внимание, его устойчивость, переключение и умение распределять свое внимание.
-Развивать мелкую моторику рук в специальных играх и упражнениях.
-Развивать творческое воображение.
-Развивать эмоционально-личностную сферу детей через использование различных упражнений. Закреплять и обобщать знания детей о чувствах, умение различать их, выражать и понимать эмоциональные состояния.
Развивать групповую сплоченность, уверенность в себе, ощущать близость и тепло другого.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей патриотические и интернациональные чувства,
-воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю, уважение к людям разных национальностей.
- Формировать чувство внимания, взаимовыручки.
Демонстрационный материал:
-обруч;
-буквы и цифры для угадывания ребуса;
-четыре полосы разного цвета;
-образцы флагов;
-флаг России, флаг НАО;
-панно с иллюстрациями людей в национальных костюмах;
-предметные иллюстрации с изображением национальной одежды (сарафан, малица);
-пиктограммы с изображением эмоциональных состояний.
Раздаточный материал:
-иллюстрации с изображением Москвы и Нарьян-Мара;
-разрезная предметная картинка (сарафан, малица);
-цветные ленточки, полоски, геометрический материал.
Предварительная работа:
- Коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи по лексическим темам «Наша Родина Россия», «Столица нашей родины - Москва», «Наш родной край», «Мой город».
-экскурсии по городу, в краеведческий музей (о жизни и быте ненцев, коми).
-беседы по лексическим темам в соответствии с программным материалом;
-рассматривание альбомов, иллюстраций о жизни разных народов;
-чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Ход занятия.
ПЕДАГОГ: ДОБРОЕ УТРО ДЕТИ! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом - легкий ветерок «дружбы». Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение ветерка на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»).
Отлично!
У нас получился волшебный «круг дружбы».
Педагог читает стихотворение:
Если песня в небе кружится - Веселей звенит листва.
Если все вокруг подружатся - Будет больше волшебства.
А сейчас дети, внимательно посмотрите, в центре нашего дружного круга есть еще один круг (в центре лежит обруч, в нем расположено задание - ребус) этот круг непростой, а занимательный и называется он «Угадай-ка». Давайте угадаем какое слово получится дети разгадывают, педагог оказывает по необходимости помощь).
Какое слово у нас получилось?
ДЕТИ: Родина.
ПЕДАГОГ: МОЛОДЦЫ! Угадали. Это слово - Родина!
Педагог читает стихотворение:
РОДИНА наша - это страна,
Очень, очень большая она.
Родина наша - это наш дом,
Где мы все вместе, дружно живем.
Дети, а как называется наша страна, наша Родина?
ДЕТИ: РОССИЯ!
ПЕДАГОГ: Правильно. Россия!
На земле много разных стран, но каждая страна имеет свои государственные символы.
Назовите символы нашей Родины - России?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Педагог: Правильно. А сейчас тот, кого я назову (можно вызвать детей парой) выйдет к панно и из цветных полос составит российский флаг. Коррекционно-развивающее задание «Составь флаг своей страны». Педагог: Молодцы! Наш флаг состоит из трех горизонтальных полос. Его цвета символизируют: единство мира, земли и небо, сотрудничество трех славянских народов: русских, украинцев, белорусов.
После выполнения задания детьми, российский флаг ставится в середину обруча.
Педагог: В большой, необъятной нашей стране России у каждого человека есть еще и своя малая родина. Это город, село, край - место где он родился. Дети, а где мы с вами родились и живем? Назовите наш округ, город?
ДЕТИ: Ненецкий Автономный округ, город Нарьян-Мар.
ПЕДАГОГ: (обобщает ответы детей) Совершенно верно. Наша малая родина - это наш дом, где живут вместе с нами мама и папа, это наш северный край, это Ненецкий Автономный округ и столица его город Нарьян-Мар.
У каждого города, края, округа тоже есть свои символы. У нашего округа тоже есть свой флаг. Сейчас для вас задание.
Коррекционно - развивающее упражнение «Узнай флаг Ненецкого Автономного округа
(после выполнения задания флаг ставиться в середину обруча).
А сейчас вы будите садиться на свои места, но чтобы выйти из нашего дружного круга, каждый из вас должен выполнить задание, назвать как можно больше слов о Ненецком Автономном округе.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ КАКОЙ?»
(большой, красивый, богатый, дружный, многонациональный,
гостеприимный и т. д.).
Дети подбирают слова.
ПЕДАГОГ: МОЛОДЦЫ! Как много вы знаете добрых и хороших слов о своем родном крае.
Дети, а сейчас внимательно посмотрите, у каждого на столе лежит 4 картинки. Выберите одну лишнюю картинку и объясните почему она лишняя.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЛИШНЕЕ?»
-Какие вы молодцы! Все узнали свой родной город Нарьян-Мар и хорошо знаете его достопримечательные места.
Педагог читает стихотворение:
«Мой ГОРОД»
Мой милый, добрый город,
Ты очень дорог мне,
Ты лучший город в мире На всей большой Земле.
С каждым годом наш родной город строится, растет и хорошеет. В наш город приезжают трудиться и жить люди разных национальностей. Всего в нашем округе насчитывается более 70 национальностей. И все они живут единой, дружной семьей.
-Дети, вспомните и назовите, люди каких национальностей живут в нашем округе?
ДЕТИ: Ненцы, коми, русские, украинцы, белорусы (по необходимости педагог оказывает помощь).
ПЕДАГОГ: Назовите какие национальности являются коренными?
Дети: Ненцы, коми.
ПЕДАГОГ: В нашем детском саду, в нашей группе дружат девочки и мальчики разных национальностей.
Гоша-белорус, а друг его Данил - коми, Алеша - русский, а Соня - ненка. И все мы дружно, весело живем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Много разных наций есть,
Ты сумей их перечесть.
Этот пальчик-русский мальчик,
Ну, а этот белорус.
Третий палец - украинец,
Коми пальчик тоже есть.
Пятый пальчик самый главный,
Мальчик-ненец коренной!
В нашем округе большом - Очень дружно мы живем!
Педагог обращает внимание детей на панно, где находятся иллюстрации с изображением людей в разных национальных костюмах. Дети рассматривают иллюстрации и с помощью педагога называют национальности людей (украинец, русский, белорус, коми, ненец).
ПЕДАГОГ: На наше занятие я принесла картинки.
А картинки непростые, а картинки разрезные.
Надо вам картинку собрать и костюм народный назвать.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ»
Дети выполняют задание и называют национальную одежду.
ПЕДАГОГ: МОЛОДЦЫ! Какие красивые, народные костюмы у вас получились. Это русский сарафан, а это ненецкий костюм - малица.
Мы с вами часто употребляем в своей речи слова дружба, дружные, дружить. - Дети, а что такое дружба?
Ответы детей (рефлексия).
ПЕДАГОГ: (обобщает ответы детей). Замечательно! Дружба-это взаимовыручка, отзывчивость, доброта, внимание друг к другу, помощь в беде, сопереживание.
-А какие вы знаете пословицы о дружбе?
Дети называют пословицы о дружбе.
ПЕДАГОГ: Дети посмотрите внимательно на демонстрационную доску и скажите, что здесь изображено?
ДЕТИ: Изображены чувства, настроение людей.
ПЕДАГОГ: Совершенно верно. Здесь изображены пиктограммы с разными эмоциональными состояниями (страх, грусть, злость, удивление и радость). -Скажите, какое чувство вы испытываете при встрече со своим другом?
(Дети выбирают соответствующую пиктограмму).
Какое чувство вы выбрали?
ДЕТИ: Чувство радости!
ПЕДАГОГ: Правильно, это чувство радости, потому что дружба начинается с улыбки.
Сейчас я прочитаю вам одну историю. Попробуем разыграть эту сценку.
Этюд «ВСТРЕЧА С ДРУГОМ»
(дети делятся на пары, одевают атрибуты национальных костюмов ненца и русского).
Педагог: У вас отлично получилось! Сейчас, каждый из вас возьмет цветную ленточку и положит ее около обруча так, чтобы получился как бы лепесток. Когда это сделают все, у нас получится цветок с разными лепестками, а лепесток и будет вашим маленьким домиком. Давайте украсим наши домики. Возьмите материалы, которые я вам приготовила, и заполните ими пространство внутри своего домика. Подумайте, как можно ваш домик украсить. На это я даю вам время. Когда услышите звон колокольчика, ваша работа должна быть закончена.
Звенит колокольчик.
Педагог: А сейчас мы пойдем друг к другу в гости и посмотрим как вы украсили свои дома, а хозяину дома скажем добрые слова. Замечательно!
Давайте встанем в наш волшебный «круг дружбы» и посмотрим, что у нас получилось. Представим, что наш волшебный «круг дружбы» - это наш большой дом, в котором мы с вами живем, а живем мы с вами в России, в Ненецком Автономном округе. Но в этом большом доме есть еще и маленькие домики, в которых вы живете с мамами и папами, с братьями и сестрами, в этих домах живут семьи разных национальностей и все любят свой родной край, свою малую родину!
Педагог читает стихотворение:
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы.
Страну российскую свою,
Родной свой край любимый.
Перечень коррекционно-развивающих игр и упражнений к занятию
Коррекционно-развивающее задание – «Ребус»
Цель: развитие понятийности мышления, его мыслительных операций анализа, синтеза; гибкости ума (смекалки).
Материал: Внутри обруча находятся буквы и цифры (буква Р, цифра 1, буква А).
Инструкция: Догадайтесь, какое слово получилось?
Коррекционно-развивающее упражнение «Составь флаг своей страны»
Цель: развитие зрительного восприятия и его целостности, зрительной долговременной памяти, закреплять основные цвета.
Материал: четыре полоски разного цвета (красная, белая, синяя, зеленая). Предлагаются полосы четырех цветов, одна из которых будет лишней. Ребенок должен правильно собрать Российский флаг и объяснить, почему одна полоса лишняя.
Коррекционно-развивающее упражнение «Узнай флаг НАО»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: три образца флагов.
Детям дается три образца флагов, ребенок должен узнать флаг округа.
Коррекционно-развивающее упражнение «Угадай какой»?
Цель: Обогащать словарный запас, умение согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающая игра «Угадай, что лишнее?»
Цель: развитие словесно-логического мышления (анализ, обобщение, умение объединять предметы по главному существенному признаку, находить отличительный признак и вычленять лишний предмет, обосновывая свой выбор.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по четыре иллюстрации, три из них с изображением достопримечательностей г. Москвы, одна лишняя с изображением г. Нарьян-Мара.
Инструкция: Подумайте и выберите одну лишнюю картинку и объясните почему эта картинка лишняя.
Коррекционно-развивающая игра «Сложи картинку и назови что получилось»
Цель: Развитие конструктивного праксиса, умение видеть целостной предмет, развитие пространственного восприятия, мелкой моторики рук. Раздаточный материал: Отдельные части разрезной предметной картинки (малица, сарафан).
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(руки сцеплены в замок, руки подняты вверх, покачивающие движения руками влево-вправо)
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
(руки сцеплены в замок перед грудью, покачивающие движения кистями рук влево-вправо)
Раз, два, три, четыре, пять,
(под счет одновременно на обеих руках сгибают пальцы,начиная с мизинца)
Все умеем мы считать
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Много разных наций есть,
(руки поднять вверх, пальцы рук расставлены)
Ты сумей их перечесть.
(хлопок перед грудью).
Этот пальчик-русский мальчик,
Ну, а этот белорус.
Третий пальчик-украинец,
Коми пальчик тоже есть.
Пятый пальчик самый главный,
Мальчик ненец коренной.
(одновременно сгибают пальцы рук начиная с мизинца)
В нашем округе большом
Очень дружно мы живем.
(руки сцеплены в замок перед грудью, покачивающие движения кистями рук влево-вправо).
составители Малинчан Л. Ю, Ивлиева И. А.
Этюд «Встреча с другом»
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.
Жили-были два друга. Они ходили в одну группу детского сада. Всегда вместе играли, друг другу помогали. Случилось так, что им пришлось расстаться. Один мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями в отпуск. Скучно одному в садике без друга. Прошло время. Однажды мальчик придя; в детский сад видит, что в группу входит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!
Выразительные движения - плечи опущены, выражение печали на лице (грусть, объятия, улыбка, смех (радость).
Пословицы и поговорки:
-Дружба - великая сила.
-Без беды друга не узнаешь.
-Друг в беде- друг вдвойне.
-Друг познается в беде
-Нет друга ищи - нашел береги.
-Один за всех и все за одного.