Татьяна Колесникова
Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие окружающему миру в старшей группе с элементами экспериментирования.
Тема: «Необыкновенная история осеннего листочка».
Цель: систематизировать знания детей о признаках осени, цикличности изменений в природе.
Задачи:
- Познакомить с жизненным циклом осеннего листа, его значение в природе и жизни животных
-Развивать связную речь у детей,
_ Учить наблюдать, анализировать и обобщать результаты наблюдений, по изменениям погоды, изменения окраски листьев.
-Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования „Необыкновенная история осеннего листочка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Материал: Красивая коробка с осенним листом, системный оператор, набор картинок «сезонное изменение листа» на каждого ребенка, карточка с шестью разделами на каждого ребенка, схема «зашифрованного» письма, две картины с пейзажами ранней и поздней осени, маски: лиса, заяц, насекомое, дождевой червь, дерево, почва, семена. Стена оформлена в виде мини музея опавших листьев – творческие работы детей и родителей с использованием осенних листьев. Конверты на каждого ребенка с засушенным лекарственным листом : малины, облепихи, смородины, мяты.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное занятие. Мы будем исследователями. Я хочу загадать вам загадку: «Что лежит у меня в коробке?». Отгадайте, задавая мне вопросы.
Вопросы задаваемые детьми:
-Это живое или не живое?
- Где живет этот предмет?
-Он большой или маленький?
Ответ детей: это листок.
Воспитатель достает и показывает осенний листок.
- Дети, давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок?
Примерные ответы детей: прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.
- Я согласна, что это сделал ветерок. Это ветерок прошелестел нам, что листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного. Давайте помести наш листочек в середину волшебного экрана – (таблица системного оператора с девятью клеточками)- в середине осенний листок. Пусть клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка.
- Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?
Дети выбирают три карточки и размещают их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.
- Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки.
Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные.
По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.
- Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа - как он появился на свет? Подберите карточку. Правильно- это веточка с почками.
- Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же он превратится в лист коричневого цвета.
- Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется. А сейчас возьмите, ребята, карточки и диски с маленькими карточками и наклейте их по порядку, отражая этап жизни листа, начиная с ветки с почками.
(Дети наклеивают по порядку – ветка с почками, маленький зеленый листочек, большой зеленый лист, желтый лист, коричневый лист, сломанный коричневый лист).
Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу письмо - схему.
Воспитатель: Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?
Ответы детей: кружится, летит, падает.
Воспитатель: Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?
Ответы детей: он плавает.
Воспитатель: Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?
Дети: Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.
Воспитатель: Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?
Дети: лист сломался.
Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).
Воспитатель: Итак, наш листок как птица, что делает?
Ответы детей – летает.
- Наш листок как рыба, что делает?
Ответы детей - плавает.
- Наш листок как перо, какое оно?
Ответы детей- легкое.
-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?
Ответы детей – хрупкое.
- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.
Воспитатель: В какое время появляются желтые листья? (ответы детей)
- У осени есть два периода. Какие?
Дети: - Ранняя осень и поздняя осень.
Воспитатель: Посмотрите на картину ранней осени, ее еще называют – Золотая осень. Почему?
Дети: потому что много желтых листьев, желтая трава, яркое желтое солнышко.
Воспитатель: А какие слова вы бы подобрали к картине поздняя осень?
Дети: холодная, грустная, печальная, морозная, унылая, дождливая.
Воспитатель: Поздняя осень это самый грустный период, когда все листья уже опали. Лес и парк становятся прозрачными. Как вы думаете, хорошо это или плохо, что листья осенью опадают? Давайте представим, как об этом сказали бы звери, семена, насекомые, дождевые черви, деревья, почва.
В этой игре дети одевают маски и говорят от имени их.
Заяц: «Не очень хорошо, среди голых деревьев негде спрятаться. Может поймать лиса и волк».
Лиса: «Когда листья еще не опали, моя добыча прячется за листвой, а среди голых деревьев легче видеть добычу».
Семена: «Нам хорошо, так как листья накрывают и спасают нас от мороза».
Насекомые: «Нам хорошо, так как листья хорошее зимнее одеяло».
Дождевые черви: «Нам хорошо, мы рады такой пище».
Деревья: «Нам хорошо, что нет листочков, если бы листочки были, снег бы задержался на них и наши веточки могли бы сломаться».
Воспитатель: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создали музей: «Мини музей осенних листьев». Экскурсию по нашему музею проведут ребята.
Воспитатель: Лисья могут быть теплым одеялом. Об этом расскажет Лена : «Листья падают на землю и накрывают ее как одеялом. А под одеялом из листьев прячутся- насекомые, ужи, ежи. Здесь они спят всю зиму».
Воспитатель: Листья могут служить прекрасным материалом для художника. Об этом нам расскажет Милена: «Из красивых листьев можно сделать красивые поделки. Семья Коноплевых сделали красивую бабочку, семья Шаменовых – экибану из засушенных листьев, семья Ивановых – экспозицию «В осеннем лесу», семья Цыгулевых- красивую сову и композицию «Аленушка заблудилась», семья Яковлевых «Медведь в осеннем лесу».
Воспитатель: Следующий экскурсовод Арина. Она нам расскажет о том, кому и для чего нужны осенние лисья?
Арина: «Тропическая лягушка – квакша строит убежище для своего будущего потомства. В «кулечек» из листьев лягушка откладывает икру. Птицы делают из листьев гнезда. Для этого они сворачивают лист и сшивают его травинкой. Африканцы делают крыши из сухих листьев».
Воспитатель: Листья могут быть вкусной едой. Об этом нам расскажет Вика: «Листья – корм для разных животных: от гусеницы, до слона. Человек употребляет в пищу листья некоторых растений – капуста, салат, лавровый лист».
Дети проводят экскурсию опираясь на схемы и экспозиции нашего мини музея.
Воспитатель: А еще есть листья, которые лечат. Возьмите конверты, достаньте засушенный листок, попробуйте догадаться с какого он дерева или куста? Я буду читать стихотворение, как только я назову ваш листок, несите его сюда и кладите в чайник.
«Мята – сердце твое успокоит, облепиха наш чай- ароматом наполнит, малина, смородина – гриппу отпор. Вот это, ребята лекарственный сбор. Все листья в чайник мы поместим и чаем попозже гостей угостим». (Воспитатель заливает кипятком листья в чайнике и накрывает плотно полотенцем). Фито – чай готов!
Воспитатель: А сейчас давайте ответим на главный вопрос, где не надо убирать опавшую листву?
Ответы детей: В лесу, в саду, в огороде.
Воспитатель: А где необходимо ее убирать?
Ответы детей: На тротуаре, на проезжей части.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали благодаря обыкновенному осеннему листку, случайно залетевшему в нашу группу.