Надежда Макавеева
Комплексное занятие для детей подготовительной группы на тему «Планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Раскрыть детям красоту природы Земли через различные виды деятельности:
Игровое творчество, художественное слово, слушание, пение, музыкально – ритмические движения.
Развивать у детей эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость к предметам и явлениям действительности.
2. Расширять представления детей об окружающем мире (на материале географии, развивать воображение, любознательность и самостоятельность. Дать представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть материки, суша, где живут люди. На планете Земля обитает много других существ, человек – очень маленькая часть природы. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Публикация «Комплексное занятие для детей подготовительной группы на тему „Планета Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитывать у детей чувства любви к Родине, природе, желание изучать окружающий мир, природу с детства, правильно с ней обращаться, беречь, не нанося вред другим жителям Земли, нашим соседям по планете. Человек – самое разумное существо на Земле и может управлять своими действиями.
4. Активизировать и обогащать словарь детей : космос, космический корабль, планета, континент, материк, суша, глобус, Антарктида, Африка, Евразия, географ, карта, жители Земли, соседи по планете и др.
Предварительная работа:
На занятиях по экологии и ознакомлению с окружающим миром были изучены следующие темы:
- «Мы жители Земли»
- «Планета Земля в опасности»
- «Живая и неживая природа»
- «Кто главный в лесу»
- «Как готовятся к зиме животные»
- «Зимующие птицы»
- «Кто живет в воде»
- «Красная книга – сигнал опасности»
- «Солнце – большая звезда»
- «Земля – планета солнечной системы»
- «Человек в царстве природы»
Были проведены следующие интегрированные занятия :
«Волшебные птицы года
«Времена года»
«Краски осени»
Викторина: «Знатоки природы»
Развлечения: «День космонавтики»; «Птичье новоселье»; «Люблю березку русскую»; «Здравствуй, гостья – зима»
Прослушивание аудиозаписи на темы: «Обитатели морей и океанов», «Шум моря», «Звуки окружающего мира», «Наедине с природой».
Методическая и художественная литература, используемая в работе с детьми:
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
(«Новая школа 1995г.»)
- Плешаков А. Л. «Природоведение»
- Рянжин С. В. «Экологический букварь к гармонии природой» (г. СПб 1995)
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» (из – во «Мозаика – синтез 2008г.)
- Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания дошкольных образовательных учереждениях» (из – во «Учитель» 2006г.)
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» (Воронеж, 2006г.)
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» (г. СПб «Детство – пресс» 2008г.)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,предлагаю сегодня поиграть в космическое путешествие вокруг Земли. Кто хотел бы принять участие в нашем космическом полете? Вот наш космический корабль, я буду вашим командиром корабля, согласны? Прошу членов экскурсии занять свои места! Надеть шлемы! Мы начинаем космическое путешествие вокруг нашей планеты. Внимание! До старта осталось 10 секунд. Начинаем отсчет времени: (все хором) 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
(Звучит фонограмма космической музыки)
В: Дети, на нашем экскурсионном корабле необычные иллюминаторы. Они позволяют рассмотреть нашу Землю и ее обитателей с очень близкого расстояния.
(Звучит шум моря). Дети слушают.
В: Над чем мы пролетаем? (ответы детей). Правильно, это море Большая часть Земли покрыта водой – это океаны и моря. Вот поэтому на карте много голубого цвета. Голубой цвет – это вода (показывает на карте). Дети, а кто живет в море? (ответы детей). В морях обитают не только рыбы, но и млекопитающее, например, тюлени, морские львы, киты, дельфины и т. д. (дети показывают картинки с изображением морских обитателей и прикрепляют их на карту).
В: продолжаем путешествие, посмотрим в иллюминаторы, что мы видим? Я вижу белые льдины, все вокруг бело. Над чем мы пролетаем? Это Антарктида. Вот она на карте. Этот материк уже миллионы лет покрыт ледяным панцирем (вечными льдами). Поэтому он окрашен в белый цвет. А вот и жители Антарктиды появились. Узнаете их? (ответы детей). Как вы думаете, пингвины – это птицы? (ответы детей). Пингвины – это птицы, которые давно разучились летать, зато они превратились в превосходных пловцов. Толстый слой жира предохраняет их от холода, поэтому они так медленно и забавно ходят.
Музыкально–ритмическая композиция «Пингвины»
В: Летим дальше. (Звучит вступление к песне «Чунга-Чанга». У центральной стены ставится пальма). Посмотрите внимательно над каким континентом мы пролетаем? (ответы детей). Я вижу жителей Африки!
Танец «Чунга -Чанга»
В: Какие интересные, веселые, зажигательные танцы у жителей Африки! Посмотри на нашу карту. Вот этот континент. Что вы знаете про Африку? (ответы детей). А теперь отгадайте загадки про других жителей Африки!
Он высокий и пятнистый, с длинной – длинной шеей.
И питается он листьями, листьями с деревьев. (Жираф)
По веткам пробирается, взбирается, спускается,
Кривляется, ломается и на хвосте качается. (Обезьяна)
У этого зверя огромный рост, сзади у него – маленький хвост.
Спереди – хвост большой. Кто это? Кто такой? (Слон)
Что за коняшки? На всех – тельняшки. (Зебра)
По реке плывет бревно, ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, нос откусит… (Крокодил)
(Дети прикрепляют фигурки животных Африки на карту)
В: Продолжаем нашу экскурсию, летим дальше! А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк? Где на нем место, которое занимает наш город? Как называется наш город? (ответы детей).
Сейчас мы с вами пролетаем на Евразией, наше государство Россия расположено на этом материке. (показывает на карте). У нас в России есть и горы, и моря, и степи и леса. Куда же мы с вами попали? (звучит в записи голос леса. Дети слушают, затем отвечают).
В: Правильно, мы пролетаем над Российским лесом. Давайте поприветствуем и его жителей. Дети, а кто является главными жителями леса? Для чего деревья в лесу? (ответы детей).
Игра на внимание: «Деревья»
В: По лесной тропинке мы идем, гуляем, разные деревья на пути встречаем. (Дети идут змейкой, по сигналу воспитателя останавливаются, изображая разные деревья: дуб, осина, клен, ель, березка).
Я вижу березку, но она почему – то грустная очень. Что же с ней случилось? Звучит «голос» березки.
Я стройной березонькой была
И в роще веселой жила.
Я людям создавала прохладу и тень,
И пели в ветвях моих птицы весь день.
Однажды ватага мальчишек пришла,
Содрала ножами кору со ствола.
Чем раны лечить? Где лечить мне кору?
Я сохну и скоро, наверно, умру.
В: Ребята, давайте посочувствуем березке. Для того, чтобы она никогда не была грустной, мы сейчас пообещаем березке, что никогда не будем надрезать, срезать кору, отрывать ветки. Мы будем ею любоваться, водить возле нее хороводы и делиться своей радостью с ней.
Стихотворение о березке:
У красы – березки платье серебрится,
У красы – березки зелены косицы
Защищать березку мы бежим гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою
В: А что там под березкой? Да это муравейник! А кто нам расскажет о муравьях?
Ребенок читает стихотворение:
Муравью нельзя ленится – муравей живет трудом.
И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай!
Песня «Не обижайте муравья» (муз. А. Абелян, сл. В. Степанова)
Ребенок читает стихотворение:
Муравью нельзя ленится - муравей живет трудом.
И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай!
Песня "Не обижайте муравья" (муз. А. Абелян, сл. В. Степанова)
Летит птичка (ребенок, за ней бежит мальчик с рогаткой (взрослый).
Воспитатель: Посмотрите, дети, кто там летает?
Стихотворение Л. Кондрашенко "Птицы загрустили"
Мальчишка из рогатки стрелял веселых птиц,
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В: Дети, что вы можете сказать про этого мальчика?
(ответы детей). А вы бы так поступили? А что надо сделать? Как нужно помогать птицам? (ответы детей).
В: Птицы нам друзья. они - санитары леса. (звучит аудиозапись).
В: Внимание! Вижу лесную полянку. А вот и жители лесной полянки. (Выбегают стрекоза, пчела, мальчик с цветком).
Инсценировка стихотворения: (читает воспитатель)
На лесной полянке мальчик играл.
Резвясь и играя, цветочек сорвал.
Сорвал, тут же бросил, а сам убежал.
Увядший цветок на полянке лежал.
Навстречу мальчику пчелка летит
И, будто с упреком, тихо жужжит.
Пчела: Зачем же сорвал ты этот цветок?
Брала у него я сладкий медок.
В: Стрекоза прилетела.
Стрекоза: Ну и беда! Играть уж не буду я с ним никогда.
В: Тут с неба послышалась трель соловья.
То песня цветку - они были друзья.
И скрыть огорчения мальчик не смог.
Мальчик: Зачем же сорвал я этот цветок!
В: Дети, как вы думаете, зачем нужны цветы? (ответы детей). Цветы - одни из самых красивых созданий природы. Никогда зря не срывайте цветов! Учитесь ухаживать за ними. И тогда ни будут цвести на радость людям.
Фонограмма.
В: Как хорошо в лесу! Как много интересного! А человеку для чего нужен лес?
( Ответы: Из спиленных деревьев делают пиломатериалы, из которых строят дома, мебель, посуду, сувениры, бумагу, книги, тетради, салфетки, газеты и т. д. Люди ходят в лес собирать ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы. Ходят на прогулку, слушать птиц, наслаждаться тишиной, ароматами и красотой леса. Катаются на санках и лыжах. Охотники охотятся на диких животных).
В: А в лесу, как и на дороге, есть свои запрещающие знаки. расскажи мне, что они обозначают? Чего не следует делать в лесу? ("Система экологического воспитания")
Ребенок читает стихотворение:
Много леса - не губи, мало леса - береги!
Нет - посади. Лес - наше богатство!
В (обобщение) : Лес - это дом для многих обитателей: растений и животных, где им знакомо, где они спят, едят, где у них появляются дети. Все они тоже жители Земли, наши соседи по планете. Кого - то мы знаем хорошо, кого - то не очень, но они есть. И мы дышим с ними одним воздухом, пьем одну воду, ходим по одной земле. Смотрю я на нашу планету из космоса и думаю - исчезнуть навсегда. Человек - самое разумное существо на Земле, и по этому он должен любить свою землю, природу, правильно с ней обращаться, беречь, не нанося вреда другим жителям Земли - братьям нашим меньшим.
Дети читают стихи:
1. Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась.
3. Чтобы солнце больше грело,
Чтоб березка зеленела,
Чтоб детвора веселей скакала,
Чтобы радуга сверкала.
4. Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Песня "Не дразните собак" муз. Е. Птичкина сл. В. Шаинский
В: Мы возвращаемся из нашего путешествия! Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь.
Дети (хором) : 10; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1 (звучит музыка)
В: С благополучным приземлением на землю в д/с №17.
Звучит музыка "Как прекрасен этот мир"
Дети покидают зал.
Ф\М "Путешествие в лес"