Екатерина Карпенко
«Осенние приключения» Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: учитель-логопед Карпенко Екатерина Андреевна, воспитатель Котенкова Марина Михайловна
Программное содержание:
Цель: развивать речь посредством игровых технологий.
Образовательные задачи:
1. Актуализировать и активизировать словарь по лексической теме «Осень».
2. Конкретизировать представления об осенних признаках в природе.
3. Стимулировать речевую активность детей: подбор существительных к прилагательным, согласование, подбор родственных слов, антонимов.
Развивающие задачи:
1. развивать слуховое внимание и восприятие;
Публикация «„Осенние приключения“ Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. развивать межполушарные связи;
3. развивать речевой и физиологически правильный выдох;
4. развивать мелкую, тонкую и общую моторики, артикуляционную моторику.
5. развивать воображение.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание гуманного отношения к природе, сопереживанию, сочувствию;
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия; доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
- Звукозаписи: шелест листьев, шум дождя, Мелодия для танца «Осень»;
- мольберт с изображением полки для банок;
- проектор;
- деревья, осенние листья;
- банки из бумаги, формочки с гуашью, яблоки, крышки на липучке.
ХОД НОД:
1. Вводная беседа. Введение в сказку. Дети входят, здороваются с гостями. На экране презентации окно с видом осеннего пейзажа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня собралось в нашем зале! Давайте им улыбнемся и поздороваемся?
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
— С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята
— Утра доброго всем вам,
Дорогим нашим гостям!
Логопед: Ребята, какое время года за окном? (Ответы детей). Осень, совершенно верно. Посмотрите, какие красивые листья осыпались на наши дорожки! В окне появляется Лесовичок.
Воспитатель: Ой, кто вы?
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Это ж я – Лесовичок… Я тут мимо пробегал и нечаянно услышал интересный разговор… Он доносился из вашего окна… Слушайте, как у вас тут интересно… Как бы я хотел остаться с вами, тоже повеселиться…
Воспитатель: Лесовичок, оставайся у нас. Ребята тебе будут рады!
Лесовик: Да я бы с удовольствием, но мне нужно торопиться в лес, ведь он совсем летним останется, если я о нем не позабочусь. Некому будет приготовить его к зимней стуже. Как же быть? А может быть вы со мной отправитесь в осенние приключения?
Логопед: Ну что, хотите отправиться вместе с Лесовичком, повеселиться? (ответы детей). Лесовичок, а что же нам нужно сделать для этого?
Лесовик: Ребята, для того чтобы получилось чудо и мы смогли отправиться в волшебную сказку, вам сначала нужно вспомнить приметы осени, а помогут вам в этом мои картинки. И так, что вы знаете про осень? (дети по очереди называют признаки осени, опираясь на картинки - мнемотехника).
Лесовик: молодцы, вы справились с заданием и теперь мы можем отправляться в увлекательное путешествие в осенний лес. Присаживайтесь на подушечки, чтоб вам было удобно, закрывайте крепко-накрепко глаза и слушайте… (гаснет свет, включается волшебный шар, звучит спокойная мелодия).
Воспитатель: Красив и печален крымский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз и кленов лёгкие, невесомые жёлтые листья. Тихо. Лишь шелестит под ногами опавшая листва.
От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. (Звуки затихают, включается свет). Открывайте глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу!
Логопед: Скажите, пожалуйста, какой осенний лес вы увидели? (ранний, золотой, яркий, прозрачный, тихий).
- про что можно сказать прозрачный (воздух, лес, родник);
- легкий (ветерок, морозец);
- золотая (осень, пора, береза);
- осенние (дни, деревья, листья, дожди).
2. Игра «Отгадай словечко» (ритмический рисунок).
Раз вы так много знаете про осень, попробуйте отгадать осенние словечки, которые я вам загадаю (прохлопывание и подбор слов под ритмический рисунок):
- О-сень, ве-тер, хо-лод (– -)
- Ли-сто-пад(-- –)
- дождь (–).
Воспитатель: Как много вы знаете про осень!
(Звучит шорох листьев и звук дождя).
Воспитатель: Вы догадались что это за звуки такие необычные были?
Дети: это шорох листьев и звук дождя.
Воспитатель: Конечно, именно эти звуки мы слышим, когда к нам приходит осень.
3. Кинезиологическое упражнение «Осень»
Осень, осень, приходи!
Осень, осень, погляди,– имитируют шаг пальцами по тыльной стороне
противоположной руки сначала правой, затем левой.
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – перекрестное поглаживание коленей
Солнце нас уже не греет, - сложить кулачки вместе и развести пальцы, имитируя
солнце
Ветер дует все сильнее, - имитируют качание дерева
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – поочередные удары пальчиками правой руки по
левой ладошке
Шапки, куртки надеваем – поочередно стучим кулачками о ладони
И ботинки обуваем – поочередно соединяем пальцы рук в замок
Знаем месяцы: - перекрестно похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
4. Отгадывание загадки.
Лесовик: Ух какие вы молодцы!
А мою загадку отгадать сможете?
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист)
Лесовик: Конечно же, правильно, правильно! Самые настоящие листочки! Ой, смотрите, какие яркие деревья стоят вон там – на горе! Давайте мы с вами тоже превратимся в осенние листья и отправимся к ним?
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в листочек превратись!» (звучит музыка). Полетели листья над полями, над домами, над высокими лесами… (дети кружатся под музыку, перемещаются к деревьям) и опустились в Волшебном лесу.
(на презентации два ежика, рядом дерево).
- Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут? (их корни укрыты опавшими листьями).
5. Игра «Подбери словечко» (подбор однокоренных слов (рифмовки):
Логопед: Давайте и мы поможем нашему деревцу не замерзнуть. Мы будем вам читать стихотворение, а вы добавлять слова по смыслу. С каждым словом надо укрыть корни деревьев листвой.
Летит жёлтый (лист).
Что за желтый снегопад?
Это просто…(Листопад)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
Это чудо-девица (Лиственница)
– это не пятна, это (Листочки)
Логопед: Как здорово вы укрыли корни деревьев листьями! А вы запомнили, какими осенними словами вы их укрыли (лист, лиственница, листопад, листочки). Ребята, а как можно назвать такие слова одним словом? (Семейка)
6. Игра «Чем похожи и чем отличаются?» (составление сложносочинённых предложений с противительным союзом А и соединительным союзом И)
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто это сидит под нашим деревцем? (ежики).
Посмотрите на них внимательно и скажите – одинаковые они или разные? Чем они отличаются (Дети ищут отличия? А чем похожи (дети ищут сходства).
7. Самомассаж с элементами дыхательной гимнастики «Ежики».
Воспитатель: Посмотрите сколько маленьких ежат притаились рядом с нашими ежиками. Возьмите их в ручки, не бойтесь?
«Игра с Ежиком»
«Ежик» я в руках кручу (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки (нажимаем пальчиками на иголки)
Помассируем бока. (катаем шарик по кругу)
Домик сделаем в ладошках –(прячем мячик в ладошках)
Мы теперь - его друзья (прижимаем ладошки к себе)
8. Рисование методом кинезиологии (одновременное рисование штампами двумя руками) «Компот».
Лесовик: как здорово вы все справились… дружно! Прям целая команда! Слушайте, как здорово, оказывается, когда у тебя есть друзья! А мне вот скучно будет зимой! … Что же мне делать?
Воспитатель: Лесовик, не расстраивайся, мы поможем тебе сделать запасы на зиму и будем приходить к тебе в гости, веселить.
Логопед: А из какого фрукта будут запасы на зиму, вы сейчас и узнаете. Вы будете задавать мне вопросы, а я буду отвечать на них только «Да» или «Нет». И так…
9. ТРИЗовская игра «Да-Нетка» (дети задают вопросы, а воспитатель отвечает только да или нет). Например: этот фрукт желтый? Этот фрукт красный? (сочный, круглый, гладкий)
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку? (Дети вместе с воспитателем подходят к столу и проверяют, что лежит в ведерке). Скажите, а что можно сделать с яблоками, чтобы они до зимы не пропали? (хранить в подвале, положить в холодильник, высушить и получатся сухофрукты, сварить варенье, законсервировать компот).
Точно у меня как раз есть банки, половинки яблок и краски. Будем наполнять наши банки яблоками, но не обычно, а оставляя их красочные отпечатки, и не просто так, а двумя руками одновременно. Смотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.
(Дети рисуют).
Воспитатель: наполнили банки, осталось только закрыть их крышками и отдать Лесовичку!
Лесовик: Спасибо вам, ребята! Вы такие молодцы!
10. Выход из сказки, окончание занятия, подведение итогов.
Логопед: Что ж, по-моему здорово что Лесовик теперь весел! Правда? А нам пора возвращаться домой. Понравилась вам в волшебном лесу? Давайте скажем «До свиданья» Лесовичку (дети прощаются). А теперь все закроем глазки и скажем волшебные слова: «Раз, два, три - покрутись и в детский сад назад вернись». (гаснет свет, дети выполняют движения, выключается шар, включается свет, на экране появляется первичная заставка осеннего окна).
Открывайте глаза. Вот мы и вернулись из удивительного путешествия.
Лесовик: Подождите! Подождите! Я ж совсем забыл отдать вам дары щедрой осени… Вдруг пригодятся вам?
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок! До свидания! (Выносит из-за занавеса подносы с брошами «Дары осени», дети с пожеланиями дарят их гостям).
11. Дети с пожеланиями дарят «Дары осени» гостям.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? О каком времени года мы говорили; в кого превращались, чтобы попасть в лес? С кем встречались в волшебном лесу; Как мы помогли Старичку Лесовичку? Я предлагаю вам повеселиться и немного потанцевать.
12. Танец на межполушарное взаимодействие «Осень».
13. Дети прощаются с гостями, выходят из зала.